Главная | ОБЩЕСТВО | Поисковики Кыргызстана призывают вспомнить и сохранить имена фронтовиков

Поисковики Кыргызстана призывают вспомнить и сохранить имена фронтовиков

Представители движения «Наша Победа — Биздин Жениш» обращаются ко всем кыргызстанцам, где бы они ни жили — в стране или за ее пределами. Они просят: поделитесь воспоминаниями о госпиталях времен войны, о том, где хоронили солдат, скончавшихся от ран и болезней в эвакогоспиталях Киргизской ССР. Каждая деталь может вернуть имя неизвестного солдата из забвения.

— Кыргызстан просто обязан создать единую электронную базу: по эвакогоспиталям, воспоминаниям, братским захоронениям. Это дело чести, — говорят представители поискового движения.

Сегодня кто-то еще надеется. Кто-то все еще ищет деда, пропавшего без вести. И мы знаем, как это — ждать известие десятилетиями. Недавно к поисковикам обратилась внучка солдата, который, по похоронке, умер от ран в госпитале города Фрунзе. Его не было в официальных списках. Проверили другие источники — нашли. И направили запрос, чтобы его имя внесли на мемориальные плиты Братского кладбища «Кызыл-Аскер» в Бишкеке.

Таких историй — сотни. По крупицам данные собирают энтузиасты. Например, председатель Ассоциации «Клуб воинской славы» Татарстана Михаил Черепанов и Газизьянова из Марий Эл составили список уроженцев Татарстана, умерших от ран на территории Киргизской ССР. Вот лишь несколько имён:

  • Бадретдинов Киям, умер 9 марта 1942 года в госпитале Бишкека.
  • Козин Роман Иванович, 1901 г.р., скончался от болезни 26 июня 1943 года.
  • Шведов Александр Иванович, 1924 г.р., младший лейтенант, умер от ран 12 июня 1944 года.
  • Мухаметзянов Марвар Акмалетдинович, 1923 г.р., ушёл из жизни 20 января 1945 года в Токмаке.
  • Каждая фамилия — как ключ к забытой истории, которую ещё можно успеть сохранить.

    В Кыргызстане, по словам поисковиков, нет цельной базы по госпиталям времен войны. Есть немного данных по госпиталю №1081, по 20 умершим от ран в Оше и Токмаке, десяти — в Джалал-Абадской области. Есть имена двух офицеров, перезахороненных из села Люксембург в Кант. Остальное — фрагменты, руины, обрывки. С болью поисковики говорят: захоронения в Гавриловке, Сахзаводе, Красной Речке — утрачены. Есть безымянные могилы даже в знаменитом санатории «Ысык-Ата».

    — Мы годами обращались в министерства с просьбой провести паспортизацию братских могил. Годами умоляли — отсканируйте документы военных комиссариатов. В других странах это сделали. В России гриф «секретно» с подобных документов сняли ещё в 2007 году. А у нас? Всё ещё ждём.

    Но надежда есть. Если не уничтожены, если не сожжены на чердаках или не выброшены как мусор в эпоху перестройки, то эти документы должны быть найдены. Это — наш человеческий долг.

    Не должна получиться мертвая база данных. Это должна быть живая книга памяти, где можно добавить фото, прикрепить письмо, передать личную историю. Где каждая строка — как дыхание.

    Полуистлевший клочок бумаги, половинка имени — и вдруг мы возвращаем в историю бойца. Сына, отца, брата. Нашего героя.

    Однажды, в Псковской области, в селе Ланева Гора, на месте захоронения 2,5 тысяч солдат, умерших от ран, открыли мемориальную доску писателю Мукаю Элебаеву. В тот пасмурный день, когда поисковики и земляки торжественно сняли ткань с таблички, солнце вдруг прорвалось сквозь тучи и осветило имена на граните. Словно небеса позвали всех кыргызстанцев — поклониться, вспомнить, сохранить. И мы обязаны не забыть ни одного, — отмечают поисковики.

    Если вы располагаете какими-либо сведениями — письмами, воспоминаниями, упоминаниями в семейных архивах — свяжитесь с движением «Наша Победа — Биздин Жениш». Ваши строки могут стать тем самым недостающим фрагментом общей памяти.

    Источник