Первый заместитель кабинета министров КР Данияр Амангельдиев на брифинге в Бишкеке рассказал, по какой методике кабмин рассчитывает ВВП страны.
По его словам, методология расчета ВВП полностью соответствует международным стандартам, разработанным авторитетными организациями, такими как ООН, МВФ и Всемирный банк. Эти стандарты охватывают как номинальный, так и реальный ВВП, с учетом инфляции и других экономических факторов. Номинальный ВВП отражает стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране, по текущим ценам, тогда как реальный ВВП исключает влияние инфляции и рассчитывается в ценах базового года.
“Это позволяет более точно оценить реальные темпы экономического роста и устранить искажения, связанные с изменениями цен. Применяемая методология является стандартом для большинства стран с развитыми экономиками, таких как США, Япония и другие. Кыргызстан, следуя международным нормам, использует принципы расчета ВВП, признанные мировым сообществом. Это подтверждается регулярными отчетами таких международных организаций, как МВФ, Всемирный банк и Азиатский банк развития, о динамике экономического роста страны”, – рассказал Д.Амангельдиев.
Напомним, ранее депутат Султанбай Айжигитов зв интервью редакции vb.kg назвал показатели кабмина относительно ВВП служебным подлогом.
“Я опираюсь на официальное заявление тогдашнего главы кабмина Акылбека Жапарова, что с 2021 по 2023 года номинальный ВВП КР увеличился в два с лишним раза, то есть, с 640 миллиардов сомов до 1 триллиона 300 миллиардов сомов. При этом не показывают ежегодные номинальные темпы роста ВВП. Вместе с тем, отмечая ежегодные реальные темпы роста ВВП в 6%, не показывает реальные темпы роста ВВП.
Однако, расчеты показывают, что для того, чтобы, за 3 года, номинальный ВВП вырос в 2 с лишним раза, ежегодные номинальные темпы роста ВВП должны быть не менее 34%. А при реальных ежегодных темпах роста ВВП в 6%, с 2021 года по 2023 годы, реальный ВВП КР вырос с 640 млрд. сомов всего лишь до 762 млрд. сомов. Разница между номинальным ВВП и реальным ВВП, за отмеченный период, составила 538 млрд. сомов.
Это значит, что ежегодные номинальные темпы роста ВВП в 34%, обеспечившие двукратное увеличение номинального ВВП за указанные 3 года, представляют собой: 6% – реальные темпы роста ВВП, а 28% – инфляционная составляющая роста ВВП. Разница между номинальным и реальным ВВП равная 538 млрд. сомов – это часть номинального ВВП КР, выросшая за счет роста цен, “инфляционный пузырь”, не подкрепленный реальным продуктом”, – заявил депутат.