В Кыргызстане планируют построить железную дорогу “Макмал – Каракол” с объемом инвестиций около 3 миллиардов долларов.
Национальное агентство инвестиций при президенте и госпредприятие “Национальная компания “Кыргыз темир жолу” подписали с консорциумом “All American Rail Group Global Infrastructure Partner LLC” соглашение о государственно-частном партнерстве “Трансевразийский маршрут” в режиме “проектной песочницы”.
Директор Нацагентства инвестиций Талантбек Иманов отметил, что это первый проект ГЧП в железнодорожной сфере Кыргызстана.
“Общая сумма инвестиций составляет порядка 3 миллиардов долларов, что позволит не только создать рабочие места, но и значительно улучшить транспортную сеть, обеспечив экономическую выгоду для страны в долгосрочной перспективе”, – сказал он.
Многие кыргызстанцы восприняли этот будущий проект в положительном ключе, понимая, что он открывает новые горизонты для транспортной системы Кыргызстана, улучшая еще больше связи с соседними странами и делая нашу экономику более конкурентоспособной на международной арене. Тем не менее, некоторые наши соотечественники высказали некоторые свои сомнения, например, почему именно это американская компания, вызывает ли она доверие и что Кыргызстану даст этот проект? Все эти вопросы наше издание адресовало старшему эксперту Центра ГЧП Санжару Момбекову, который согласился ответить на все наши вопросы.
На какой стадии находится этот проект?
В настоящее время данный проект еще не находится на стадии реализации. Недавно было подписано соглашение, и, согласно постановлению Кабинета министров КР, проект получил одобрение. Он будет реализовываться в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Для вынесения решения Кабинета министров, данный проект также был внесен на рассмотрение всем министерствам и ведомствам.
По законодательству у нас предусмотрена возможность подачи частных предложений. То есть, если у инвестора есть идеи или инициативы, он может подать заявку на реализацию того или иного проекта.
Так как данный проект включает в себя инновационные элементы, он был предложен в рамках проектной песочницы. Проектная песочница позволяет апробировать инициативы, и если все стороны удовлетворены условиями, проект выносится на рассмотрение Кабинета министров КР для последующего внедрения соответствующих технологий.
Кроме того, в рамках проектной песочницы есть возможность реализовать проект без проведения конкурса, если, как уже отмечалось, он включает инновационные решения.
Строительство железной дороги “Макмал – Каракол” – это первый железнодорожный проект в нашей стране, который будет реализован в формате ГЧП. Поскольку американская компания первой подала предложение о частной инициативе, и учитывая, что это первый железнодорожный проект в рамках ГЧП, мы приняли ее заявку к рассмотрению.
Насколько важен этот проект для Кыргызстана?
Строительство железной дороги “Макмал – Каракол” имеет стратегическое значение для Кыргызстана – как с экономической, так и с социальной точки зрения. Проект способствует развитию экспорта и может стать важным элементом транснационального транспортного хаба.
На данном этапе подписано соглашение о ГЧП, которое определяет основные параметры сотрудничества. Все ключевые аспекты реализации проекта, включая финансовые и технические условия, будут закреплены в последующих дополнительных соглашениях. Это означает, что мы поддерживаем его реализацию, однако технико-экономическое обоснование и другие ключевые детали еще предстоит разработать. В рамках данного соглашения стороны – с одной стороны ГП “Кыргыз темир жолу”, с другой – консорциум “All American Rail Group Global Infrastructure Partner LLC” – должны совместно подготовить и согласовать ТЭО, а также урегулировать все технические и финансовые аспекты.
Таким образом, проект пока находится на ранней стадии, и его дальнейшая реализация будет зависеть от результатов последующих соглашений по финансированию и технико-экономическому обоснованию.
Почему все же была выбрана именно это американская компания?
Надо отметить, что Кыргыз темир жолу уже вели переговоры с данной компанией, Центр ГЧП же оказывал содействие по процедурам инициирования.
Согласно представленным данным, международный консорциум “All American Rail Group Global Infrastructure Partner LLC” объединяет ряд компаний, а также партнерские организации. Он обладает значительным опытом в строительстве и модернизации магистральных железнодорожных линий, станций и интермодальных объектов. Данная компания также прошла все необходимые согласования с государственными органами.
Почему не были рассмотрены другие компании?
В целом, согласно Закону о ГЧП в Кыргызской Республике предусмотрены три способа привлечения инвесторов:
• Открытый конкурс,
• Прямые переговоры,
• Проектная песочница – механизм, позволяющий апробировать проекты ГЧП.
Реализация данного проекта была одобрена в рамках проектной песочницы. В данном случае, именно консорциум “All American Rail Group Global Infrastructure Partner LLC” первым проявил инициативу и подал заявку в рамках проектной песочницы, что позволило рассмотреть его предложение в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, решение о взаимодействии с этой компанией было обусловлено не субъективным выбором, а последовательным процессом переговоров и соблюдением установленной процедуры.
Заключение данного соглашения позволит сторонам провести первичную оценку и определить перспективы дальнейшей реализации. Если в рамках соглашения проект окажется жизнеспособным с технической и финансовой точек зрения, а также в части окупаемости, государственный и частный партнёры продолжат работу над дальнейшими соглашениями.
Кстати, а это железная дорога “Макмал – Каракол” будет связана с железной дорогой “Китай-Кыргызстан-Узбекистан”?
Со своей стороны, могу сказать, что железная дорога “Макмал – Каракол” соединит юг и север страны железнодорожным сообщением. Не исключено, что в будущем она может стать частью более крупного проекта – железной дороги “Китай – Кыргызстан – Узбекистан”.
Однако в рамках данного ГЧП она рассматривается как внутренняя железнодорожная линия. Эксперты американской компании также отмечают, что этот проект может стать лишь первым шагом на пути к более масштабным железнодорожным инициативам в регионе.