Разработкой электромобиля Атом с 2021 года занимается АО «Кама» со штаб-квартирой в Набережных Челнах, технологическую поддержку проекту оказывают КАМАЗ и госкорпорация «Росатом», а одним из ключевых инвесторов проекта недавно стал Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Через китайский офис РФПИ в Харбине к проекту Атом привлечена китайская корпорация XY Group («Сюань Юань»): на прошлой неделе было объявлено, что она поможет наладить производство электромобилей Атом в Китае, но конкретная площадка и сроки начала производства пока не названы. В России производство электромобилей Атом должно начаться в 2025 году на заводе «Москвич».
1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5
Атом — это субкомпактный городской кросс-хэтчбек (габаритная длина — 3995 мм, дорожный просвет — 170 мм), в основе которого лежит платформа собственной разработки с одно- либо двухмоторной силовой установкой. Передняя подвеска — типа McPherson, задняя — независимая многорычажная. Дебютная версия Атома будет иметь единственный 204-сильный электромотор мотор на задней оси и батарею ёмкостью 77 кВт·ч, полного заряда которой хватит примерно на 500 км пробега.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Прототип Атома разработчики показали весной прошлого года, а в минувшем феврале был представлен уже предсерийный вариант дизайна экстерьера. Сегодня пресс-служба проекта Атом опубликовала итоговый вариант салона, то есть в таком виде машина пойдёт в производство — изменения если и будут, то незначительные, обусловленные оптимизацией технологических процессов.
1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4
Как и предполагалось изначально, салон Атома оформлен в духе минимализма, здесь очень мало физических кнопок и нет визуального шума, зато есть ощущение простора, несмотря на скромные внешние габариты. Ощущению простора способствует отсутствие центральных стоек кузова: задние двери открываются в противоположную передним сторону, дверные замки расположены на порогах и крыше.
1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6
В салоне только четыре места — задний диван отформован под двоих седоков, в откидной центральный подлокотник встроены два подстаканника и два разъёма USB-C для питания гаджетов. Для установки детских кресел есть крепления Isofix. Передние кресла — с интегральными подгловниками, ремни безопасности встроены в спинки, электропривод регулировок будет в базовой комплектации. Между передними сиденьями находится бокс-подлокотник с подстаканниками. Все сиденья и руль оснащены обогревом. Обивка — комбинированная, из ткани и экокожи, предусмотрены две цветовые схемы — светлая и тёмная. Объём багажника — 345 л, со сложенными спинками заднего дивана — 1020 л.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Передняя панель имеет текстильную вставку во всю ширину и всего четыре физические кнопки по центру — они заведуют режимами силовой установки, этажом ниже разместился лоток с беспроводной зарядкой для двух смартфонов, ещё ниже есть два порта USB-C. Роль щитка приборов выполняет проекционный экран на лобовом стекле, а все сервисные настройки и мультимедийные функции зашиты в сенсорный экран, расположенный над ступицей руля. Экран вращается вместе с рулём, поэтому пользоваться им в движении будет не всегда удобно. Подрулевых рычажков нет, поворотники, дворники и фары включаются кнопками на спицах руля. Также на спицах руля расположены многофункциональные джойстики.
1 / 2
2 / 2
На потолочной консоли Атома находятся блок ЭРА-ГЛОНАСС, кнопка аварийки и блок аварийных пиктограмм. В салонное зеркало заднего вида встроен видеорегистратор и экран камеры заднего вида. Ещё одна камера есть на левой передней стойке — она нужна для идентификации водителя. Настраиваемая светодиодная атмосферная подсветка интегрирована в переднюю панель, потолок и двери, эта подсветка синхронизирована с работой электронных ассистентов водителя, то есть может менять цвет, чтобы, например, предупредить водителя об опасности. Подушек безопасности — шесть: две фронтальные, две боковые и две оконные, рассчитанные на всю длину салона.
Добавим, что цена Атома официально не называлась, а ориентировочный диапазон от 2,5 млн до 3,5 млн рублей может быть скорректирован с учётом инфляции и других факторов.