По словам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, структура российского автомобильного рынка за последние несколько лет кардинально изменилась. Ещё в 2020 году долю в размере 75% российского рынка занимали так называемые «глобальные бренды» (речь о марках «родом» из Японии, Южной Кореи, Европы и т.д.). При этом в 2024-м на них приходится всего 10%. Китайские марки сейчас занимают солидные 59%, а на долю машин российских брендов остаётся порядка 31%.
На фото: автомобили Lada
Сергей Целиков считает, что в дальнейшем в РФ больше не будет расти доля поднебесных игроков. Эксперт предполагает, что при этом продолжит расти некая прослойка «псевдо-брендов»: речь идёт об искусственных новых «местных» марках, под которыми выпускаются «китайцы». Одновременно с этим доля глобальных марок продолжит сжиматься.
По подсчётам экспертов, средняя цена нового автомобиля превысила 3 млн рублей. Это значит, что за последнее десятилетие легковые машины на российском рынке подорожали в 3 раза. Импорт машин активно рос до октября 2024 года, однако теперь как минимум сегмент параллельного импорта был «задушен» повышенным утилизационным сбором.
На фото: Knewstar 001
По словам заместителя главы отдела аналитики «Автостата» Виктора Пушкарева, по итогам 2024 года будет удовлетворён «не только отложенный, но и, в определённой степени, опережающий спрос». По его мнению, следствием этого станет то, что в 2025-м на рынке новых легковых автомобилей будет зафиксирован заметный спад.
Прогнозы в соответствии с тремя сценариями уже составлены. Как рассказал Виктор Пушкарев, согласно базовому сценарию, спад на российском рынке новых «легковушек» по итогам 2025 года может составить около 10%. В результате объём проданных машин составит 1,42 – 1,43 млн экземпляров. Пессимистичный сценарий предполагает, что показатель за следующий год может достичь 20%, в этом случае результат составит 1,25 – 1,26 млн машин. По мнению эксперта, даже при развитии рынка по оптимистичному сценарию, вероятно, удастся разве что сохранить уровень 2024-го.
На фото: Haval Jolion
«Тот факт, что новые автомобили 2025 года выпуска подорожают, не вызывает сомнений, но насколько в целом, сказать сейчас сложно, поскольку этот вопрос напрямую связан с ценовыми сегментами, в которых подорожание будет серьёзно отличаться, — комментирует Виктор Пушкарев. – И как будут формироваться цены в течение нового года тоже не совсем понятно, так как это будет зависеть не только от повышения утильсбора, но и от социально-экономической ситуации в стране, а также от желания китайских автопроизводителей удержаться и укрепиться на российском рынке».
Эксперт уверен, что в дальнейшем российский авторынок будут покидать марки-аутсайдеры по объёмам и динамике продаж. Он пояснил, что сейчас «таких набираются многие десятки, если ещё учитывать штучный параллельный импорт». В агентстве подсчитали, что в текущем году свыше 90 брендов имели рыночные доли менее 0,1%. При этом он добавил, что «основной бедой» китайских производителей является отсутствие собственного фирменного стиля отдельной марки или суббренда, и соответственно чёткой узнаваемости модельного ряда.