Независимая европейская программа испытаний новых автомобилей Euro NCAP работает с 1997 года и регулярно совершенствуется, её цель — повышать уровень безопасности выходящих на авторынок новинок. Последнее крупное обновление программа Euro NCAP претерпела в 2020 году и уже можно констатировать, что производители к ней адаптировались, так как все машины, испытанные Euro NCAP в 2022 и 2023 годах, получили хорошие или отличные оценки, то есть четыре либо пять звёзд итогового рейтинга.
В последние годы Euro NCAP уделяет больше внимание активной безопасности, чем пассивной, поэтому некоторые модели получают высокий рейтинг, даже имея слабые оценки за краш-тесты. Американский Страховой институт дорожной безопасности IIHS в этом плане поступает гораздо жёстче и не присуждает высший рейтинг при слабых оценках в краш-тестах, но Euro NCAP, разумеется, имеет право на собственное мнение — это даже хорошо, что подход европейских экспертов отличается от подхода американских коллег, потребителям есть что сравнивать.
Euro NCAP будет и дальше уделять повышенное внимание активной безопасности в рамках основной программы, при том что с недавних пор Euro NCAP проводит ещё и отдельные испытания электронных ассистентов водителя в легковых и лёгких коммерческих автомобилях. Британский журнал Auto Express со ссылкой на технического директора Euro NCAP Рихарда Шрама сообщает, что с 2026 года основная программа будет учитывать эргономические особенности автомобиля — это реакция экспертов на то, что автопроизводители стали злоупотреблять сенсорными панелями и сенсорными экранами.
Чем плохи сенсоры, мы разбирали на примере VW Golf, а вообще главным зачинщиком сенсорной революции считается компания Tesla: в её моделях даже управление дворниками, светом и режимами силовой установки зашито в сенсорный экран на центральной консоли. Резко подешевевшие в последние годы сенсорные экраны стремительно вытесняют из салонов новых автомобилей физические кнопки, и специалисты Euro NCAP справедливо считают это плохой тенденцией. Базовые функции, которыми водитель пользуется регулярно, в том числе дворники, свет, микроклимат и подогрев сидений, быстрые настройки аудиосистемы (регулировка громкости, переход на другой трек/радиостанцию) и кнопка аварийки, должны быть доступны в слепом режиме, то есть при их использовании водитель не должен отвлекался от дороги. К сожалению, в подавляющем большинстве современных машин это уже невозможно, вот Euro NCAP и хочет это исправить.
В будущем протоколе основной программы Euro NCAP автомобиль может быть оштрафован на несколько баллов в категории «Безопасное вождение» за злоупотребление сенсорами, и это, по идее, должно побудить производителей вернуться к нормальным, физическим кнопкам. В общем ждём обновлённой программы и её первых подопытных.