Духовное управление мусульман Кыргызстана издало фетву об упорядочении погребальных традиций и обычаев.
Фетва — это законное решение в рамках исламского шариата, целью которого является исправление высказываний и действий людей и всех условий таких высказываний и действий.
Приводим текст:
Правила похорон:
1. Аллах в Коране сказал: «Каждая душа вкусит смерть!». Поэтому каждый человек однажды отдаст свою жизнь. В шариате чётко прописаны правила омовения, окутывания и захоронения. Когда человек при смерти, в первую очередь, если это возможно, его следует положить на спину, слегка приподняв голову, вытянув ноги и повернув лицо в сторону киблы (в сторону заката). В это время человек может произносить символ веры — шахаду. Также желательно читать суру «Ясин».
2. После наступления смерти необходимо связать челюсти так, чтобы рот не открывался, закрыть глаза, а руки и ноги выпрямить, пока тело не остыло. Большие пальцы ног связывают, снимают одежду и накрывают тело тканью. Шариат предписывает как можно быстрее похоронить усопшего, поэтому следует оперативно собрать всех родственников. Держать тело 2–3 дня без уважительной причины не соответствует шариату.
3. Необходимо совершить омовение и полностью обмыть усопшего. Однако рот и нос не промывают, а лишь протирают губы и зубы влажной тканью. Ногти и волосы не подстригают. Сначала омывают тело, повернув его на правый бок, затем на левый. Голову поднимают, аккуратно протирают живот. Если из тела что-то выделилось, повторно омывают только загрязнённую область. Затем тело насухо вытирают и укутывают в саван.
4. Перед тем как завернуть тело усопшего в саван, сперва подготавливают полотно. Лучше всего использовать белый хлопок.
Саван для мужчин состоит из трех слоев:
– Изар (ткань от головы до ног);
– Камис (одежда без рукавов, от шеи до щиколоток);
– Лифафа (полотно, немного длиннее тела, для завязывания).
Женщин омывают только женщины, их мужья не участвуют в этом процессе. Для женщин используется саван из пяти слоев:
– Изар (ткань от головы до ног);
– Камис (одежда без рукавов, от шеи до щиколоток);
– Лифафа (полотно, заворачивающее тело несколько раз для фиксации);
– Химар (платок);
– Хирка (полотно для покрытия груди).
Сначала расстилают лифафу, сверху кладут изар. Затем надевают камис (безрукавку), заворачивают лифафу поверх изара, сначала левую сторону, затем правую. Волосы женщины заплетают в две косы и кладут на грудь. Затем надевают химар, укрывают грудь хиркой. После этого тело окончательно заворачивают в изар и лифафу, плотно завязывают, чтобы саван держался. После этого тело выносят на жаназа-намаз.
5. Чтение жаназа-намаза является обязательным (если хотя бы один человек из села, узнавший о смерти, участвует, остальные освобождаются от обязанности). Имам становится так, чтобы находиться на уровне головы покойного, если это мужчина, и на уровне середины тела, если это женщина. Жаназа-намаз совершается с дааратом (омовением), поэтому все участники должны предварительно его совершить. Они следуют за имамом и произносят такбир вместе с ним. В жаназа-намазе читают четыре такбира, причем руки поднимают только при первом из них.
6. Жаназа-намаз читается после выяснения, были ли у покойного долги. Если он имел долги, их погашают из оставленного им наследства. Если у него не осталось имущества или денег, их могут выплатить наследники.
Правила захоронения покойного и копания могилы
1. В исламе могила должна быть выкопана на глубину не менее 1,5 метра, а лучше до 2 метров. Могила копается двумя способами. Первый способ — это лахад. Лахад — это могила, когда после того как копается основное отверстие, с южной стороны в сторону киблы выкапывается дополнительная ниша, куда кладется тело, лицом к кибле. Второй способ — если земля мягкая, то копается так называемая шак-могила. После того как основная часть могилы выкопана, на дне выкапывается углубление, куда кладется тело.
Могила закрывается камнями, тростником или маленькими мешками, наполненными землей. При необходимости можно использовать и другие материалы.
При помещении тела в могилу говорят: «Бисмиллаахи ва ьалаа миллати расуулиллах» (Во имя Аллаха и по пути посланника Аллаха). Развязывают повязку, но не открывают лицо, и тело поворачивают лицом к кибле. Если покойный был женщиной, то тело накрывается тканью или крышей, чтобы избежать любопытных взглядов. Тело кладет ближайший родственник или достойный человек. Расстояние между могилами должно быть не менее 0,5 метра.
2. Поверх могилы насыпается земля, образуя холм. Можно поставить скромный памятник с минимумом текста. В исламе запрещено строить над могилами памятники из мрамора, гранита, железа или других материалов, а также устанавливать на могилах статуи и монументы. Это запрещено, так как Пророк (мир ему) запретил укрепление могил (цементированием или гипсованием), строительство на могилах, а также сидение и стояние на них. Эти правила подтверждаются хадисами из книги Муслима. Пророк (мир ему) сказал, что на могилах не должно быть построек. Лучше всего, когда могила проста и без лишних затрат. Камни, мрамор, гранит или металл, поставленные на могиле, не приносят пользы покойному. Вместо этого лучше делать такие дела, которые приносят пользу покойному, например, пожертвования.
3. Мусульманин должен быть похоронен на мусульманском кладбище. Тела людей других религий не должны захораниваться на мусульманских кладбищах. Мусульманские кладбища должны быть отделены от кладбищ других религий и иметь свои собственные входы и выходы. Если нет необходимости, нельзя устанавливать ограды для каждой могилы, но если такая необходимость есть, то можно установить скромные деревянные ограды, высотой не более 70 см, чтобы избежать излишеств, так как в хадисе прописано нельзя ходить и садиться на могиле. Также это делается для того, чтобы предотвратить возможность попадания диких животных, которые могут выкопать тела.
4. Для каждого покойного должна быть отдельная могила. Разрешается хоронить несколько людей в одной могиле в случае чрезвычайных ситуаций, например, во время трагедий, военных операций или эпидемий, когда много людей погибли. В таких случаях между телами устанавливается земляная перегородка.
5. Перезахоронение на старых и неиспользуемых кладбищах разрешается только в случае крайней необходимости. Останки с могил могут быть перенесены в другое место, если участок кладбища больше не используется. Срок разложения тела определяется в зависимости от состава почвы и климатических условий и устанавливается специалистами.
6. Лучше всего, чтобы тело покойного было похоронено в том месте, где он родился. Если же человек умер в другой стране, его тело также следует похоронить в месте, где он умер. Однако если его привезут на родину, это тоже разрешается.
7. После того как тело было похоронено, его нельзя выкапывать и переносить в другое место, если только это не обусловлено экстремальными обстоятельствами, такими как, например, наводнение, разрушение кладбища или если могила была захвачена насильно.
Предотвращение расточительства при погребении:
Согласно шариату, в течение трех дней после смерти покойного, нельзя убивать животных, готовить еду или устраивать пир. Соседи и родственники должны приходить и выражать соболезнования, а родственники покойного могут приносить еду. Это их долг. Подавать пищу или убивать животных для приготовления пищи в доме покойного не соответствует шариату (макрух тахримий). Возможно, покойный оставил после себя детей, которые еще не достигли совершеннолетия. В этом случае устраивать пир на могиле запрещено.
Аллах в Коране говорит: «Воистину, те, кто поедает имущество сирот несправедливо, заполняют свои животы огнем, и они непременно окажутся в аду» (Сура ан-Ниса, 10-й аят).
Имам Ахмад в одном из хадисов сообщает, что Джарир ибн Абдуллах (р.а.) сказал: «Считаем «нияхат», когда люди собирались в доме покойного и хозяин готовит пищу для пришедших». Нияхат — это когда люди проявляют лишнее горе, рыдают и выражают чрезмерное сожаление. Это действие строго запрещено в исламе. Поэтому есть в доме покойного под запретом.
В 31 аяте Корана Аллах сказал: «Кушайте и пейте, но избегайте расточительства! Потому что Аллах не любит расточительство» (Аьраф сура).
На основании выше изложенного:
1. В доме покойного не должно быть пира, не следует устраивать поминки на третий день после смерти, на пятый, на семь, на двадцатый и сороковой, пятьдесят второй или на год и другие подобные мероприятия, связанные с убийством животных и приготовлением пищи.
2. Раздача части ткани или одежды для благословения покойного тоже является расточительством и запрещено в исламе.
3. Строительство над могилами памятников из мрамора, гранита, железа и других подобных материалов также запрещено.
4. Следование данным указаниям является обязанностью всех мусульман Кыргызстана.
#муфтият #думк #борьба с расточительством