ГКНБ предлагает предоставить ему полномочия по оказанию гражданам платных государственных услуг по проведению молекулярно-генетических (ДНК) исследований. Соответствующий законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты КР «О судебно- экспертной деятельности» и «Об органах национальной безопасности КР» ГКНБ вынес на общественное обсуждение.
В 2024 году в одном из подразделений ГКНБ развернули лабораторию по анализу ДНК человека, которая позволяет проведение молекулярно-генетические исследования следов и выделений человека на предмет составления ДНК-профиля человека «генотипирование», то есть определение биологического родства и криминалистические исследования объектов биологического происхождения, изъятых с мест происшествия на предмет идентификации личности.
Как пишет ГКНБ, созданная лаборатория и проведение такого вида анализа в настоящее время помогают в предупреждении и раскрытии тяжких, особо тяжких преступлений. Также этот вид исследования используется при идентификации личности, представляющей оперативный интерес. Для современных методов ДНК-анализа достаточно нескольких капель крови, слюны, пота на одежде, бумаге, стакане и других различных носителей, волос с корнем, отрезанный ноготь, выкуренная сигарета, предметы личного потребления, использования и т. д., пишет ГКНБ.
На сегодня данная лаборатория является первой и единственной в своем роде лабораторией по ДНК-анализу и не имеет аналогов в Кыргызстане, пишет ГКНБ.
По требованиям части 2 статьи 13 закона «О судебно-экспертной деятельности» (судебная экспертиза проводится государственными судебно-экспертными организациями для обеспечения исполнения полномочий судов, органов дознания, следователей и прокуроров), граждане Кыргызстана по указанному роду судебной экспертизы на сегодня вынуждены обращается в экспертные лаборатории зарубежных стран.
При этом для дальнейшей полноценной работы ДНК лаборатории и поддержания ее работоспособности также необходимо периодически приобретать дорогостоящие реактивы и расходные материалы.
В связи с этим ГКНБ и предлагает законопроект об оказании гражданам платных государственных услуг.
Сравнительная таблица к законопроекту
Действующая редакция
Предлагаемая редакция
Закон Кыргызской Республики «О судебно-экспертной деятельности»
Статья 13. Судебно-экспертные организации 1. Судебно-экспертная деятельность осуществляется государственными и негосударственными судебно-экспертными организациями. 2. Государственными судебно-экспертными организациями являются специализированные учреждения (подразделения правоохранительных органов) уполномоченных государственных органов, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, органов дознания, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы. 3. Негосударственными судебно-экспертными организациями признаются организации, судебно-экспертная деятельность которых является основной. В штате судебно-экспертной организации должны состоять эксперты, для которых данное место работы является основным и уровень квалификации которых подтвержден сертификатом компетентности, выданным в установленном порядке. Негосударственные судебно-экспертные организации для участия в судебно-экспертной деятельности подлежат аккредитации на соответствие стандартам качества в сфере судебной экспертизы, осуществляемой в порядке, установленном уполномоченными государственными органами или иными органами (организациями), уполномоченными на определение соответствия международным стандартам. Негосударственные судебно-экспертные организации проводят все виды судебных экспертиз, кроме экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями. Негосударственные судебно-экспертные организации не проводят экспертизу наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Негосударственным судебно-экспертным организациям будут переданы полномочия по производству следующих видов экспертиз: 1) баллистическая экспертиза; 2) экспертиза следов человека; 3) экспертиза целого по частям; 4) взрывотехническая экспертиза; 5) пожарно-техническая экспертиза; 6) экспертиза люминофоров; 7) автотехническая экспертиза; 8) транспортно-трассологическая экспертиза; 9) товароведческая экспертиза – по уголовным делам; 10) религиоведческая экспертиза – по уголовным делам; 11) лингвистическая экспертиза – по уголовным делам; 12) экспертиза биологических выделений человека и их следов – по уголовным делам; 13) экспертиза видео- и звукозаписей – по уголовным делам; 14) экспертиза ДНК – по уголовным делам; 15) стационарная судебно-психиатрическая экспертиза; 16) экспертиза трупов; 17) экспертиза по правонарушениям в профессиональной деятельности врачей. Порядок и условия передачи полномочий по производству указанных видов экспертиз негосударственным судебно-экспертным организациям определяются Кабинетом Министров Кыргызской Республики. 4. Государственные и негосударственные судебно-экспертные организации осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов. 5. Государственные судебно-экспертные организации проводят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них уполномоченными государственными органами. 6. Для проведения некоторых видов экспертиз, выходящих за рамки специальностей судебного эксперта и не проводимых судебно-экспертными организациями, по решению лица или органа, назначивших судебную экспертизу, могут привлекаться в установленном законодательством порядке другие специалисты, обладающие соответствующими знаниями. 7. Деятельность судебно-экспертных организаций по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
Статья 13. Судебно-экспертные организации 1. Судебно-экспертная деятельность осуществляется государственными и негосударственными судебно-экспертными организациями. 2. Государственными судебно-экспертными организациями являются специализированные учреждения (подразделения правоохранительных органов) уполномоченных государственных органов, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, следователей, а также обращений граждан посредством организации и производства судебной экспертизы и иных исследований. 3. Негосударственными судебно-экспертными организациями признаются организации, судебно-экспертная деятельность которых является основной. В штате судебно-экспертной организации должны состоять эксперты, для которых данное место работы является основным и уровень квалификации которых подтвержден сертификатом компетентности, выданным в установленном порядке. Негосударственные судебно-экспертные организации для участия в судебно-экспертной деятельности подлежат аккредитации на соответствие стандартам качества в сфере судебной экспертизы, осуществляемой в порядке, установленном уполномоченными государственными органами или иными органами (организациями), уполномоченными на определение соответствия международным стандартам. Негосударственные судебно-экспертные организации проводят все виды судебных экспертиз, кроме экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями. Негосударственные судебно-экспертные организации не проводят экспертизу наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Негосударственным судебно-экспертным организациям будут переданы полномочия по производству следующих видов экспертиз: 1) баллистическая экспертиза; 2) экспертиза следов человека; 3) экспертиза целого по частям; 4) взрывотехническая экспертиза; 5) пожарно-техническая экспертиза; 6) экспертиза люминофоров; 7) автотехническая экспертиза; 8) транспортно-трассологическая экспертиза; 9) товароведческая экспертиза – по уголовным делам; 10) религиоведческая экспертиза – по уголовным делам; 11) лингвистическая экспертиза – по уголовным делам; 12) экспертиза биологических выделений человека и их следов – по уголовным делам; 13) экспертиза видео- и звукозаписей – по уголовным делам; 14) признан утратившим силу; 15) стационарная судебно-психиатрическая экспертиза; 16) экспертиза трупов; 17) экспертиза по правонарушениям в профессиональной деятельности врачей. Порядок и условия передачи полномочий по производству указанных видов экспертиз негосударственным судебно-экспертным организациям определяются Кабинетом Министров Кыргызской Республики. 4. Государственные и негосударственные судебно-экспертные организации осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов. 5. Государственные судебно-экспертные организации проводят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них уполномоченными государственными органами. 6. Для проведения некоторых видов экспертиз, выходящих за рамки специальностей судебного эксперта и не проводимых судебно-экспертными организациями, по решению лица или органа, назначивших судебную экспертизу, могут привлекаться в установленном законодательством порядке другие специалисты, обладающие соответствующими знаниями. 7. Деятельность судебно-экспертных организаций по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
Закон Кыргызской Республики «Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики»
Статья 21. Права органов национальной безопасности 1. Органы национальной безопасности для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право: …………. 30) проводить криминалистические и другие виды экспертиз и исследования для решения задач, возложенных на органы национальной безопасности; ……………….. 2. Сотрудники органов национальной безопасности исполняют свои обязанности и пользуются правами, предоставленными органам национальной безопасности. 3. Сотрудники органов национальной безопасности пользуются бесплатным проездом на всех видах общественного транспорта: городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), в сельской местности – попутным транспортом, а также внеочередным приобретением проездных документов на все виды транспорта и размещением в гостинице при предъявлении командировочного удостоверения.
Статья 21. Права органов национальной безопасности 1. Органы национальной безопасности для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право: …………. 30) проводить судебные-экспертизы, криминалисти-ческие и другие виды исследования; ………………..
2. Сотрудники органов национальной безопасности исполняют свои обязанности и пользуются правами, предоставленными органам национальной безопасности. 3. Сотрудники органов национальной безопасности пользуются бесплатным проездом на всех видах общественного транспорта: городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), в сельской местности – попутным транспортом, а также внеочередным приобретением проездных документов на все виды транспорта и размещением в гостинице при предъявлении командировочного удостоверения.
#гкнб #днк-анализ #днк-лаборатория #днк-исследование