Комитет Жогорку Кенеша по социальной политике 3 февраля рассмотрел в первом чтении проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам нотариальной деятельности».
Инициатор законопроекта — Кабинет министров.
Заместитель министра юстиции Искендер Сыдыгалиев сообщил, что законопроект нацелен на оптимизацию работы судов, уменьшение судебной нагрузки и развитие внесудебных и досудебных методов, форм и способов защиты прав и свобод человека путем передачи дел приказного производства к компетенции нотариусов.
По его словам, предлагается предусмотреть передачу дел, в которых отсутствует спор о праве, в компетенцию нотариусов. Согласно статистическим отчетным данным Верховного суда, в 2023 году в суды первой инстанции поступило 91 986 исковых заявлений в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом. Из них 22 176 заявлений поступило по бесспорным требованиям и заявлены в порядке приказного производства, что составляет 24,1% от общего количества поступивших дел, сказал он.
В справке-обосновании к проекту закона говорится, что в настоящее время судьи первой инстанции, на которых лежит основное бремя разрешения гражданских споров, загружены делами приказного производства, являющимися по своей правовой природе бесспорными. Использование правосудия для разрешения бесспорных дел является одним из основных источников неоправданной нагрузки на местные суды.
В целях оптимизации судебной нагрузки проектом закона вносятся изменения и дополнения, предусматривающие передачу 7 категорий дел приказного производства, рассматриваемых судом, в компетенцию нотариусов.
Минюст считает, что на сегодняшний день потенциал органов нотариата способен обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов граждан и расширение компетенции нотариусов в части совершения нотариальных действий путем передачи в их ведение разрешение бесспорных дел, а также введение понятия нотариального приказа и придание им силы исполнительного документа способно разрешить проблему высокой нагрузки на судей. Так, в компетенцию нотариусов перейдут 24,1% бесспорных гражданских дел.
Статьей 6 проекта закона вносятся изменения в статьи 39, 44 закона «О нотариате», определяющие компетенцию нотариусов по вынесению нотариального приказа и подсудность нотариальных действий по выдаче нотариального приказа.
Также настоящий закон дополняется главой 15-1 «Приказное производство», устанавливающей понятие нотариальный приказ и его юридический статус, категория дел, по которым выносится нотариальный приказ, порядок подачи заявления, форма и содержание заявления, основания к отказу в принятии заявления о выдаче нотариального приказа, порядок вынесения нотариального приказа, содержание нотариального приказа, порядок направления должнику копии нотариального приказа, порядок отмены нотариального приказа, а также порядок вынесения нотариального приказа взыскателю.
Категории дел, переходящие в компетенцию нотариусов определены статьей 100-2 предлагаемой главы, в соответствии с которой нотариальный приказ выносится по требованиям о взыскании денежных сумм или истребовании движимого имущества от должника в случаях, если:
– требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
– требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
– требование основано на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом;
– заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения третьих лиц;
– заявлено требование о взыскании обязательных платежей;
– заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;
– заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и связи.
Бесспорность этих требований должна быть подтверждена письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений и должна быть признана должником. В случае если из заявления и представленных документов усматривается спор о праве, то нотариус отказывает в принятии заявления о выдаче нотариального приказа в соответствии со статьей 100-5 предлагаемой главы.
Об отказе в принятии заявления нотариус в трехдневный срок со дня его поступления выносит постановление, которое может быть обжаловано в суде.
Отказ в принятии заявления о выдаче нотариального приказа не препятствует возможности предъявления взыскателем иска в суд по тому же требованию в порядке искового производства.
Данная статья направлена на обеспечение гарантий прав лиц на судебную защиту, поскольку передача бесспорных дел из ведения судов в компетенцию нотариусов не должна исключать возможности обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав.
Также в целях недопущения препятствий доступа к правосудию частью 4 настоящей статьи предусмотрен возврат уплаченной государственной пошлины взыскателю в случае отказа в принятии заявления.
Поскольку правовой сущностью приказного производства является упрощенный порядок рассмотрения и осуществляется по заявлению взыскателя без вызова сторон на основании представленных документов, статьей 100-9 предусмотрен порядок отмены нотариального приказа в случае, если должник в своих возражениях заявит о наличии спора о праве или иных обстоятельствах, препятствующих вынесению приказа, о чем нотариус выносит постановление.
В постановлении об отмене нотариального приказа нотариус разъясняет взыскателю, что заявленное требование может быть предъявлено в суд в порядке искового производства.
Также следует отметить, что в соответствии со статьей 31 закона «О нотариате» отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия подлежит обжалованию в судебном порядке.
Таким образом, проектом закона предусмотрены нормы, сохраняющие возможность заинтересованными лицами оспорить действия и решения нотариусов.
Проектом закона предлагаемые поправки в Гражданский процессуальный кодекс вносятся в целях исключения из судебной подведомственности ряд бесспорных дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.
Также проектом закона предусматривается внесение изменений в Семейный, Трудовой и Жилищный кодексы, обусловленные необходимостью приведения их нормативные положения в соответствие с концепцией проекта закона, в части определения прав лиц на обращение в нотариусы по требованиям, установленным статьей 100-2 проекта закона.
Изменения, вносимые в закон «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве», предусмотрены в целях определения «нотариального приказа» как вид исполнительного документа, поскольку проектом закона нотариальному приказу придается статус исполнительного документа и его исполнение предусматривается в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.
Предлагаемые изменения в часть 2 статьи 141 Кодекса о неналоговых доходах устанавливают, что граждане, обращающиеся в нотариусы по требованиям о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанным с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения третьих лиц требованиям о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанным с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения третьих лиц и по требованиям о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы освобождаются от уплаты государственной пошлины, поскольку данная категория лиц освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении в суды в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
#алиментное обязательство #нотариус