ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ПОЛИТИКА | Обнародовано заявление Аскара Акаева Жогорку Кенешу по статусу экс-президента

Обнародовано заявление Аскара Акаева Жогорку Кенешу по статусу экс-президента

Жогорку Кенеш 25 сентября отказал Аскару Акаеву восстанавливать статус экс-президента.

Письмо Аскара Акаева на имя спикера парламента Нурланбека Шакиева поступило 30 июля 2024 года.

Депутат Дастан Бекешев (Октябрьский округ) опубликовал текст заявление Аскара Акаева.

Заявление Аскара Акаева

Скачать документ

Аскар Акаев — первый президент Кыргызстана. Был президентом страны три срока подряд.

В ходе революции 24 марта 2005 года бежал из страны. Акаев обосновался в Москве, преподавал в МГУ.

2 августа 2021 года Акаев вместе с сыном Илимом прибыл в Бишкек. Его доставили в ГКНБ. Выйдя оттуда, он сообщил, что вернулся на родину, чтобы дать показания по делу о «Кумторе». Посетив родных, Акаев улетел в Москву. В декабре 2021 года он снова приезжал в Кыргызстан.

Позже в интервью он сообщил, что все обвинения были с него сняты, а 13 января 2023 года стало известно, что уголовное дело в отношении Акаева было прекращено за истечением срока давности привлечения лица к уголовной ответственности.

Текст заявления:

«Уважаемый Нурланбек Тургунбекович!

Обращаюсь к Вам как к руководителю высшего представительного органа государственной власти – Жогорку Кенеша, осуществляющего законодательную власть и контрольные функции, для восстановления законности и справедливости по следующему вопросу.

12 августа 2010 года глава нелегитимного временного правительства Кыргызстана Роза Отунбаева, проигнорировав и грубо нарушив требования Конституции и законов Кыргызской Республики подписала декрет о лишении меня звания экс-президента и статуса неприкосновенности. Данный декрет – юридически ничтожный документ, так как подписан нелегитимным субъектом (временным правительством) и издан непредусмотренным законодательством Кыргызской Республики актом (декретом). Вместе с тем данный документ повлек юридический казус и правовые последствия, связанные с невозможностью мной иметь звание экс-президента.

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики является органом, осуществляющим контрольные функции за исполнением законов и в исключительные полномочия которого, в соответствии с Конституцией и законами Кыргызской Республики, входит рассмотрение вопросов лишения статуса экс-президента и его неприкосновенности.

В этой связи прошу депутатов Жогорку Кенеша рассмотреть данный вопрос и отменить действие декрета временного правительства от 12 августа 2010 года как противоречащего Конституции и законам Кыргызской Республики, а также признать его утратившим силу по следующим обстоятельствам:

1. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике (такая норма была и есть во всех редакциях Конституции). Так в соответствии со статьей 69 Конституции 2010 года, действовавшей на момент принятия декрета установлено, что, все бывшие президенты, кроме отрешенных от должности в установленном статьей 67

Конституции порядке, имеют звание экс-президента КыргызскойРеспублики, (такая норма закреплена во всех редакциях Конституции (2003, 2007, 2010 гг., в том числе и в действующей Конституции). То есть, в силу прямого действия Конституции, я, Аскар Акаев, имею звание экс-президента, так как против меня не была применена процедура отрешения от должности, напротив, я добровольно сложил с себя полномочия (отставка) 3 апреля 2005 года перед Комиссией Жогорку Кенеша Кыргызской Республики во главе с Торага Текебаевым О.Ч. (копия протокола прилагается), которая гарантировала безусловное применение в отношении меня положений статьи 53 Конституции Кыргызской Республики и закона «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики».

Таким образом, если не было отрешения от должности (импичмент), то в силу прямого действия Конституции, бывший президент имеет звание экс­ президента.

2. Действующий на момент принятия декрета, Закон Кыргызской Республики «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики» (в редакции Законов КР от 9 апреля 2005 года N 59), вообще не предусматривал процедуры лишения статуса экс-президента. Оно закреплялось пожизненно. Действующий же в настоящее время Закон предусматривает в статье 12 процедуру лишения статуса экс-президента только на основании выдвинутого Жогорку Кенешем Кыргызской Республики обвинения в совершении особо тяжкого преступления, подтвержденного заключением Генерального прокурора Кыргызской Республики об имевшихся в действиях экс-президента Кыргызской Республики признаках преступления на период исполнения им полномочий Президента Кыргызской Республики.

Решение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики о лишении статуса экс-президента Кыргызской Республики должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (ст. 12 Закона).

Таким образом, указанные положения Закона «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики» относят вопрос лишения статуса экс – президента и неприкосновенности только к полномочиям Жогорку Кенеша.

При этом, часть 2 статьи 69 Конституции 2010 года установила, что статус экс-президента устанавливается законом, то есть, путем принятия закона Жогорку Кенеш определяет правовой статус экс-президента.

Это обстоятельство свидетельствует об исключительных полномочиях народных избранников в определении вопросов лишения статуса и неприкосновенности экс президента.3. Выдвинутые в декрете временного правительства обвинения против меня безосновательны и грубо нарушают конституционные основы функционирования государственных органов. Временное правительство своим декретом узурпировав полномочия Президента, Жогорку Кенеша, Правительства, подмяла под себя и полномочия следователя, прокурора и суда, обвинив меня в тяжких преступлениях, нарушив тем самым и конституционный принцип презумпции невиновности.

Все обвинения в совершении тяжких преступлений (узурпация власти, вина за Аксыйскую трагедию, вопросы приграничного размежевания с Китайской Народной Республики и Республики Казахстан и др.) которые легли в обоснование декрета не соответствуют действительности, а предъявление обвинений и доказательность моей вины со стороны временного правительства выходят за пределы правового поля. Это компетенция правоохранительных органов и суда и, как известно, нет ни одного обвинительного приговора в отношении меня по указанным в декрете обвинениям.

Уважаемый Нурланбек Тургунбекович!

Кыргызская Республика – демократическое, правовое государство, что несомненно предполагает принятие решений в строгом соответствии с Конституцией и законами Кыргызской Республики. Кыргызстан достиг огромных достижений во всех сферах жизнедеятельности человека, общества и государства и это свидетельство последовательной приверженности в защите прав и интересов всех граждан со стороны органов государственной власти.

На основании вышеизложенного, прошу Вас образовать депутатскую комиссию для рассмотрения моего вопроса и по его итогам принять справедливое и законное решение в отношении меня, отменив действие декрета временного правительства и восстановив меня в статусе экс­ президента Кыргызской Республики».

Источник