Председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров постановлением от 22 августа 2024 года № 484 утвердил Порядок инвентаризации государственных стратегических документов.
Также он утвердил стандарт по формированию государственных стратегических документов и стандарт отчетности государственных стратегических документов.
Решение принято для упорядочения процесса стратегического управления и планирования развития страны, принятия государственных стратегических документов.
Постановление вступает в силу по истечении 7 дней со дня официального опубликования (опубликовано в «Эркин Тоо» 27 августа 2024 года, № 65).
ПОРЯДОК инвентаризации государственных стратегических документов
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок инвентаризации государственных стратегических документов разработан для проверки на соответствие принципам стратегического управления и требованиям стандарта формирования государственных стратегических документов, предназначен для проведения оценки и инвентаризации государственных стратегических документов и включения (исключения) их из государственного реестра государственных стратегических документов, за исключением государственных стратегических документов составляющих государственные секреты Кыргызской Республики.
2. Инвентаризация государственных стратегических документов проводится уполномоченным государственным органом в сфере экономики.
3. Государственные стратегические документы включаются в государственный реестр государственных стратегических документов на основании результатов инвентаризации – в случае если результат 80 баллов и выше, и исключаются в случае, если результат ниже 50 баллов.
4. Проекты государственных стратегических документов проходят инвентаризацию в рамках процедуры официального согласования.
5. Положительное заключение уполномоченного государственного органа по результатам инвентаризации проекта государственного стратегического документа является обязательным для его принятия (утверждения) в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
2. Критерии для проведения инвентаризации
6. Инвентаризация проводится по 10 основным критериям:
1) соответствие государственной программы общегосударственной программе по трем пунктам:
– цели, приоритеты, стратегические задачи;
– показатели и ожидаемые результаты документа в целом;
– сроки реализации;
2) соответствие структуры государственной программы и структуры ее разделов требованиям Стандарта формирования государственных стратегических документов. Данный критерий не распространяется на стратегические документы в сфере внешней политики, относящиеся к деятельности уполномоченного государственного органа в сфере внешней политики;
3) взаимосвязь цели программы, целей разделов и ожидаемых результатов. Ожидается, что:
– цели разделов способствуют достижению цели программы;
– ожидаемые результаты разделов связаны и исходят из цели раздела;
– цели разделов измеримы, реалистичны и достижимы;
4) взаимосвязь целей и задач в рамках разделов. Оценка проводится по следующим аспектам:
– задачи направлены на достижение цели раздела;
– имеющихся задач достаточно для достижения цели раздела;
– задачи основаны на анализе ситуации и охватывают все обозначенные в анализе проблемы/перспективы/разрывы;
5) взаимосвязь задач и мер. Критерий оценивает логику построения мер и задач, когда ожидается, что:
– меры способствуют решению поставленной задачи;
– имеющихся мер достаточно для решения задачи;
– меры не противоречивы и не дублируются (в том числе в документе в целом);
6) взаимосвязь целей и задач с показателями матрицы индикаторов. Критерий позволяет оценить связь между планируемыми задачами и показателями, по которым должен отслеживаться прогресс;
7) план мер – критерий, позволяющий оценить наличие и качество плана мер – обязательной части государственного стратегического документа по пяти компонентам:
– задачи;
– меры;
– ожидаемые результаты;
– сроки реализации;
– исполнители;
8) матрица индикаторов – критерий, позволяющий оценить наличие и качество матрицы индикаторов – обязательной части государственного стратегического документа по трем аспектам:
– наличие показателей для каждого раздела;
– наличие прогнозных целевых и промежуточных индикаторов для всех показателей;
– наличие как минимум 10 показателей ЦУР;
9) оценка ресурсной обеспеченности – критерий, позволяющий оценить наличие и качество обязательного приложения “Оценка ресурсной обеспеченности”, который должен быть в разбивке по годам, по мерам и по источникам финансирования;
10) гендерная политика и учет вопросов изменения климата – критерий, позволяющий оценить гендерную чувствительность документа и отражение климатических вопросов.
7. Для оценки критериев применяется условная шкала от 0 до 100 баллов. Все критерии являются равноценными с максимальным значением в 10 баллов.
3. Формат и процедура проведения инвентаризации
8. Процедура инвентаризации осуществляется согласно пошаговой последовательности:
1) шаг 1. Проведение оценки по каждому критерию:
– в соответствии с форматом согласно приложению 1 необходимо произвести оценку каждого из 10 критериев от 1 до 10 баллов;
– в графе “Пояснение/рекомендация” необходимо привести краткое обоснование по результатам фактической оценки критериев;
– суммарную оценку по результатам инвентаризации необходимо поставить внизу таблицы, в графе “итого” (количество баллов);
2) шаг 2. Заключение на основе результатов инвентаризации:
– по результатам инвентаризации необходимо подвести итоги в виде суммарного балла по 10 критериям и подготовить заключение согласно приложению 2;
3) вывод в заключении должен включать рекомендацию по принятию/утверждению проекта государственного стратегического документа или направлению его на доработку. В случае если инвентаризацию проходит уже утвержденный документ, вывод должен содержать рекомендацию по его включению (исключению) в государственный реестр государственных стратегических документов. Вывод формируется на основе следующих результатов:
– государственный стратегический документ в процессе инвентаризации оценен на 80-100 баллов. Государственный стратегический документ соответствует принципам стратегического управления и требованиям стандарта формирования государственных стратегических документов. Требует незначительной доработки (при значениях от 80-95 баллов). Рекомендуется к принятию/утверждению и включению в государственный реестр государственных стратегических документов;
– государственный стратегический документ набрал от 51 до 79-ти баллов. Государственный стратегический документ в целом соответствует принципам стратегического управления и требованиям стандарта формирования государственных стратегических документов, но требует доработки. Рекомендуется проведение повторной инвентаризации после доработки;
– государственный стратегический документ набрал до 50-ти баллов. Государственный стратегический документ не соответствует принципам стратегического управления и требованиям стандарта формирования государственных стратегических документов, и должен быть рекомендован на утрату или его необходимо кардинально переработать;
– дополнительно могут быть подготовлены краткие пояснения или рекомендации по доработке стратегического документа.
Приложение 1
к Порядку инвентаризации государственных стратегических документов
МАТРИЦА
рекомендаций по дифференцированной оценке критериев для государственных программ
№
Балльная оценка критериев с максимальной оценкой 10 баллов
Критерии
0-3 балла
4-7 баллов
8-10 баллов
1
Соответствие государственной программы общегосударственной программе по трем критериям: цели, приоритеты, стратегические задачи; показатели и ожидаемые результаты программы; сроки реализации
Соответствует по 1 критерию
Соответствует по 2 критериям
Соответствует по 3 критериям
2
Соответствие структуры государственной программы и структуры ее разделов требованиям Стандарта формирования государственных стратегических документов
Отсутствуют 3 и более частей документа; отсутствуют 2 части раздела
Отсутствуют 1-2 части документа; отсутствует 1 часть раздела
Есть все части документа и разделов
3
Взаимосвязь цели программы, целей разделов и ожидаемых результатов: цели разделов способствуют достижению цели программы; ожидаемые результаты разделов связаны и исходят из цели раздела; цели разделов измеримы, реалистичны и достижимы
Соответствует по 1 критерию
Соответствует по 2 критериям
Соответствует по 3 критериям
4
Взаимосвязь целей и задач в рамках разделов: задачи направлены на достижение цели раздела; имеющихся задач достаточно для достижения цели раздела; задачи основаны на анализе ситуации и охватывают все обозначенные в анализе проблемы/перспективы/разрывы
Соответствует по 1 критерию
Соответствует по 2 критериям
Соответствует по 3 критериям
5
Взаимосвязь задач и мер: меры способствуют решению поставленной задачи; имеющихся мер достаточно для решения задачи; меры не противоречивы и не дублируются (в том числе в документе в целом)
Соответствует по 1 критерию
Соответствует по 2 критериям
Соответствует по 3 критериям
6
Взаимосвязь целей с показателями матрицы индикаторов (показатели должны отражать прогресс в реализации цели раздела)
Показатели не связаны с целями и не отражают прогресс
Показатели связаны частично и отражают прогресс не в полной мере
Показатели в полной мере отражают прогресс
7
План мер состоит из 5 обязательных компонентов: 1) задачи; 2) меры; 3) ожидаемые результаты; 4) сроки реализации; 5) исполнители
План отсутствует или в нем нет 2 или более из 5 обязательных компонентов
В плане нет 1 из 5 обязательных компонентов
В плане есть все компоненты
8
Матрица индикаторов: наличие показателей для каждого раздела; наличие прогнозных целевых и промежуточных индикаторов для всех показателей; наличие 5-10 показателей ЦУР
Матрица отсутствует или нет показателей для 50% и более разделов; нет целевых и/или промежуточных индикаторов; 3 или менее показателей ЦУР
Нет показателей для 20-49% разделов; нет промежуточных индикаторов; 4-7 показателей ЦУР
Есть показатели для более 80% разделов; есть целевые и промежуточные индикаторы; 8-10 показателей ЦУР
9
Оценка ресурсной обеспеченности (должна быть в разбивке по годам, по мерам и по источникам финансирования): 1) потребность; 2) возможность; 3) финансовый разрыв
Бюджет представлен одной общей цифрой. Отмечается, что реализация документа предусмотрена в рамках государственного/республиканского бюджета без указания сумм финансирования. Нет информации о бюджете, объемах финансирования
Бюджет представлен не в полной мере
Бюджет представлен в полном объеме
10
Гендерная политика и учет вопросов изменения климата. В части гендерной политики документ должен содержать: в анализе ситуации гендерная статистика и разное влияние проблем на женщин и мужчин; гендерно-ориентированные задачи/меры; гендерные показатели в матрице индикаторов. В части вопросов изменения климата документ должен содержать: в анализе ситуации влияние изменения климата на развитие отрасли/сферы/сектора/региона; климатически-ориентированные задачи/меры
Гендер: нет учета или соответствует только по 1 критерию
Гендер: соответствует по 2 критериям
Гендер: соответствует по 3 критериям
Климат: нет учета изменения климата
Климат: соответствует только по 1 критерию
Климат: соответствует по 2 критериям
Примечание:
(*) – показатели Целей устойчивого развития в Кыргызской Республике.
Приложение 2
к Порядку инвентаризации государственных стратегических документов
Формат заключения по результатам инвентаризации
Заключение
Наименование государственной программы:
______________________________________________________________
Разработчик:
______________________________________________________________
№
Критерии
Фактическая балльная оценка (макс. 10 баллов)
Пояснение/рекомендация
1
Соответствие государственной программы общегосударственной программе
(может быть от 0 до 10 баллов)
2
Соответствие структуры государственной программы и структуры ее разделов требованиям Стандарта формирования государственных стратегических документов
(может быть от 0 до 10 баллов)
3
Взаимосвязь стратегической цели документа, целей разделов и ожидаемых результатов
(может быть от 0 до 10 баллов)
4
Взаимосвязь целей и задач в рамках разделов
(может быть от 0 до 10 баллов)
5
Взаимосвязь задач и мер
(может быть от 0 до 10 баллов)
6
Взаимосвязь целей с показателями матрицы индикаторов
(может быть от 0 до 10 баллов)
7
План мер
(может быть от 0 до 10 баллов)
8
Матрица индикаторов
(может быть от 0 до 10 баллов)
9
Оценка ресурсной обеспеченности
(может быть от 0 до 10 баллов)
10
Гендерная политика и учет вопросов изменения климата
(может быть от 0 до 10 баллов)
Итого (макс. 100 баллов)
(может быть от 0 до 100 баллов)
Вывод:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Эксперт: _________________ Подпись: ____________ Дата: ___________