Новое исследование, проведенное под руководством специалистов из Mass General Brigham, показало, что сканирование мозга позволяет обнаружить сознание у некоторых пациентов с черепно-мозговой травмой, которые не реагируют на происходящее, пишет MedicalXpress.
В исследовании 241 участник с тяжелой черепно-мозговой травмой, не реагировавший на простые инструкции, был обследован с помощью функциональной МРТ (фМРТ), электроэнцефалографии (ЭЭГ) или обоих тестов.
Во время этих тестов участники слышали инструкции, такие как «представьте, что вы открываете и закрываете руку», а через 15-30 секунд – «перестаньте представлять, что вы открываете и закрываете руку». Ответы мозга на фМРТ и ЭЭГ показали, что 60 (25 %) участников в течение нескольких минут скрытно выполняли эту инструкцию.
По словам авторов исследования, опубликованного 15 августа в New England Journal of Medicine, пациенты, демонстрирующие этот феномен, называемый когнитивно-моторной диссоциацией, понимают язык, запоминают инструкции и могут удерживать внимание, даже если они кажутся нереагирующими. У таких пациентов когнитивные (то есть мыслительные) способности превышают двигательные и, следовательно, диссоциированы с ними.
«Некоторые пациенты с тяжелой черепно-мозговой травмой, похоже, не воспринимают внешний мир. Однако, когда их обследуют с помощью современных методов, таких как фМРТ и ЭЭГ, мы можем обнаружить мозговую активность, которая свидетельствует об обратном.
Эти результаты поднимают важнейшие этические, клинические и научные вопросы – например, как мы можем использовать этот невидимый когнитивный потенциал для создания системы коммуникации и содействия дальнейшему восстановлению?», – сказала ведущий автор исследования Елена Бодиен, доктор философии, исследователь Системы моделирования травматической травмы мозга Спаулдинга-Гарварда и Центра нейротехнологий и нейровосстановления Массачусетской больницы общего профиля.
После тяжелой черепно-мозговой травмы у человека может наблюдаться расстройство сознания, которое может включать кому, вегетативное состояние или состояние минимального сознания. С тех пор как почти два десятилетия назад было опубликовано первое исследование, продемонстрировавшее когнитивно-моторную диссоциацию у людей с расстройствами сознания, центры по всему миру обнаружили, что это состояние встречается примерно у 15-20% пациентов, не реагирующих на происходящее.
Однако текущее исследование предполагает, что оно может присутствовать у 25% пациентов или даже больше. Когнитивно-моторная диссоциация чаще всего встречалась у участников, обследованных с помощью фМРТ и ЭЭГ, что позволяет предположить, что для того, чтобы не упустить сознание, может потребоваться несколько тестов с использованием различных подходов.
Это исследование включало данные участников из шести разных мест, расположенных в США, Великобритании и Европе, собранные в течение примерно 15 лет. Каждый центр разработал и тщательно проверил свои методы выявления когнитивно-моторной диссоциации, чтобы свести к минимуму вероятность получения ложного положительного результата.
В одних исследованиях участники набирались в отделении интенсивной терапии через несколько дней после получения тяжелой черепно-мозговой травмы, часто в результате таких травм, как автомобильная авария, инсульт или остановка сердца. В других исследованиях участвовали люди, которые спустя месяцы и годы после травмы или болезни жили в домах престарелых или дома.
В дополнение к изучению 241 участника, не отвечавшего на простые инструкции, в исследование были включены 112 участников, которые отвечали на простые инструкции у постели больного. Ожидалось, что эта последняя группа покажет хорошие результаты в тестах фМРТ и ЭЭГ, однако у 62% участников исследователи не обнаружили реакций мозга, свидетельствующих о том, что они скрытно выполняли инструкции.
Авторы отмечают, что этот результат может отражать сложность заданий фМРТ и ЭЭГ и подчеркивает высокий уровень мыслительных навыков, необходимых для их выполнения.
Простое осознание того, что человек обладает более высокими познавательными способностями, чем кажется на первый взгляд, может существенно изменить его клиническое лечение.