ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ПОЛИТИКА | В ЖК между депутатами произошел спор. Стенограмма

В ЖК между депутатами произошел спор. Стенограмма

В Жогорку Кенеше возник спор по проекту закона «О внесении изменений в закон «О Регламенте Жогорку Кенеша». Инициаторы — депутаты Марлен Маматалиев и Нурлан Азыгалиев.

Законопроект рассматривался во втором чтении.

Во время обсуждения в конституционном комитете ЖК депутат Дастан Джумабеков (Манасский округ) предложил разрешить депутатам, избранным по списку партий, выходить из фракций и вступать в депутатские группы, также разрешить создавать депутатские группы из 5 депутатов [депутаты ЖК, избранные по одномандатным округам, вправе создавать депутатские группы из не менее 7 депутатов].

Председатель Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Чолпон Султанбекова («Ишеним») рассказала, что были предложения от депутатов, сколько из них было принято, а сколько отклонено. Комитет принял решение внести решение комитета на рассмотрение парламента.

Султанбекова сообщила, что депутат Марлен Маматалиев («Ынтымак») направил возражение по предложению Дастана Джумабекова (Манасский округ). Комитет принял предложение Джумабекова о том, что можно создавать депутатские группы из 5 депутатов. Маматалиев считает, что количество надо оставить прежним — 7.

Маматалиев отметил, что сперва на голосование будет вынесено предложение Джумабекова о снижении до 5. Если его не поддержат, то внесут его предложение о 7.

Султанбекова сообщила, что сначала депутаты проголосуют во втором чтении за законопроект как за основу. Затем отдельно проголосуют по двум предложениям Маматалиева.

Депутат Эльвира Сурабалдиева (Первомайский округ) сказала, что 5 депутатов, избранных по одномандатным округам, не могут войти в состав двух комитетов. «Вы обязываете нас входить в состав какой-либо фракции», – сказала она.

Спикер Нурланбек Шакиев ответил, что Жогорку Кенеш — коллегиальный орган, все решается голосованием. Он поставил на голосование предложение комитета. 62 депутата поддержали, 5 были против, всего — 67 депутатов.

«Законопроект принят за основу», – добавил Шакиев.

Джумабеков сказал, когда вопрос рассматривался на комитете, все было утверждено решением комитета. «На комитете не рассматривался вопрос того, что предложения должны рассматриваться отдельно. Не было такого, что мы на комитете решили, что на палате эти предложения должны отдельно выноситься на голосование», – сказал он.

Он считает, что нельзя отдельно ставить предложения на голосование после того, как законопроект уже принят.

Вице-спикер Нурбек Сыдыгалиев («Ишеним») сказал, что комитет рассматривал вопрос и предложение Джумабекова было одобрено. «Мы ставим на голосование как за основу, затем будем ставить предложения Маматалиева», – сказал он.

«На комитете так не рассматривалось. Не написано же, что нужно отдельно ставить на голосование предложения Маматалиева, в решении этого нет», – возразил Джумабеков.

Сыдыгалиев не согласился: «Все рассматривалось. И в решении нет. Если Марлен Абдрахманович внес возражение на комитете, мы отдельно его рассматриваем на палате».

Как сказал Шакиев, в случае возражения голосование идет таким путем.

Джумабеков попросил спикера рассказать, как должно быть по процедуре.

Шакиев отказался, сказав, что его на комитете не было. Он попросил Султанбекову прояснить.

Султанбекова сообщила, что на комитете предложение Маматалиева не прошло, было голосование. «Но, мы рассмотрели законопроект и после принятия решения Марлен Абдрахманович на имя торага направил письмо», – сказал он.

«Вот! Речь идет о том, что направил на ваше имя, – сказал Джумабеков, обращаясь к спикеру. – Речь не идет о том, что поступило в комитет».

«Поступило», – возразил спикер.

«Марлен мырза, мы же обговаривали, вы же были согласны. Надо же быть культурнее», – сказал Джумабеков.

Маматалиев сообщил, что они как авторы законопроекта внесли законопроект. «В первом чтении прошел. Во втором чтении было ряд предложений. Когда мы обсуждали, идет обсуждение с авторами законопроекта, согласны они или нет. Если мы не согласны, мы как авторы законопроекта имеем право на возражение. В тот же день мы передали возражение», – сообщил он.

Маматалиев заявил, что нарушений законов не было. Относительно личного разговора он сказал: «Я же вам сказал, что не согласен с вами, высказал свою позицию».

По словам Джумабекова, во втором чтении комитет выше авторов законопроекта. «Предложения должны подаваться до того, как рассмотрели. После того, как законопроект принят, предложение нельзя рассматривать, поступило оно письменно или устно», – заявил он.

Депутат Эльмурза Сатыбалдиев (Узгенский округ) поддержал Джумабекова. «Вы все нас обманули сейчас. Вынесли на голосование законопроект, мы поддержали. Но второе [предложение Маматалиева] не прошло в комитете, мы не можем голосовать за него. Поставьте решение комитета заново на голосование. Или верните в комитет, чтобы они доработали», – сказал он.

Шакиев ответил, что депутаты идут правильным путем. «Юристы это подтверждают. Мы идем по регламенту», – сказал он.

Как заявил Маматалиев, при спорных моментах в комитете у автора должно быть право. «Здесь нет нарушений закона. По процедуре законопроект ставится за основу, а спорные моменты ставятся на голосование отдельно», – добавил он.

Депутат Надира Нарматова («Ата-Журт Кыргызстан») предложила отменить голосование по законопроекту и снова поставить его на голосование. «Все должно было быть поддержано в комитете», – сказала она.

Депутат Дастан Бекешев (Октябрьский округ) отметил, что решение комитета поддержано. «Но, комитет должен был принять решение, что эти предложения должны быть вынесены на заседание отдельно. Такого в решении нет. Если мы пойдем по такому принципу, то завтра я свои предложения по любому законопроекту буду выносить на палату, обходя комитет, потому что уже был такой прецедент», – сказал он.

Депутат предложил вернуть законопроект в комитет.

Сыдыгалиев рассказал, что законопроект был рассмотрен на комитете, Дастан Джумабеков внес предложение, которое было поддержано. «Предложение Маматалиева не прошло, но если оно не прошло там, он может вынести его сюда [на палату]», – сказал он.

Он считает, что все идет по регламенту. «Все решается не на комитете, а на палате», – добавил он.

Бекешев сказал, что тогда надо рассмотреть на заседании парламента каждое предложение депутата, которое не прошло в комитете.

«Если вы против, тогда и ваше предложение мы будем рассматривать на заседании парламента», – ответил Сыдыгалиев.

«Тогда будет бардак», – отметил Бекешев.

Шакиев сказал, что все идет по порядку: «Тут получается так, что у двух юристов три мнения».

Депутат Кундузбек Сулайманов (Токтогульский округ) сказал, что нужно поставить решение комитета и тогда вопрос будет решен. «Не как основу, а решение комитета», – добавил он.

Депутат Талант Мамытов («Ынтымак») попросил зачитать решение комитета.

Султанбекова сказала, что во втором чтении при наличии возражения решению комитета, то в первую очередь ставится на голосование решение комитета, по которому нет спорных моментов. Затем должны быть прения, после чего должны ставить предложения на голосование.

Спикер поставил на голосование решение комитета: за проголосовали 11 депутатов, против 51, всего 62 депутата.

«Теперь мы будем отдельно голосовать по предложениям», – сказал Шакиев.

Джумабеков попросил Султанбекову сказать, когда Маматалиев направил предложение.

«Во вторник после того, как комитет закончился», – сказала Султанбекова.

«Я не против, но нужно соблюдать законы. Если законопроект принят, то уже все. Не нужно после направлять возражения. Тут идет нарушение регламента. Если бы предложение было до рассмотрения комитета, то это другое», – добавил Джумабеков.

Султанбекова отметила, что речь не о предложении, а о возражении.

Маматалиев возразил, что не мог заранее знать, пройдет его предложение или нет. «Как я мог знать заранее? Не прошло, поэтому я и внес свое предложение. Я нигде не нарушал регламент», – сказал он.

Джумабеков заявил, что вопрос обсуждался на комитете. «Именно тогда Маматалиев должен был сказать, что против и должен был сказать, чтобы это указали в решении. Но он направил уже после. Нужно соблюдать законы. Не нужно принимать закон под давлением большинства», – сказал он.

Депутат Эльвира Сурабалдиева (Первомайский округ) предложила вернуть законопроект на рассмотрение комитета. «Посмотрите, идет спор. Мы позоримся перед народом. Пусть комитет в рамках закона рассмотрит», – добавила она.

Спикер Шакиев сказал, что нет никакого давления. «Все идет ровно. Депутаты выступают по два-три раза. Вы говорите, что на нас смотрят, мы позоримся — это природа парламента, тут должны быть споры, если вопрос принципиальный. Это не позор. Парламент и должен быть таким. Каждый высказывает мнение. Вопрос решается большинством», – сказал он.

Депутат Чингиз Айдарбеков («Альянс») поддержал спикера: «Тут должны быть споры, и только после них мы должны принимать решение. Давайте подумаем философски и внесем изменения до следующих выборов. Посмотрите, что происходит из-за депутатов из одномандатных округов. Из 14 ушедших депутатов большинство одномандатники. Поэтому, по моему мнению, они должны приходить в парламент по партийным спискам».

Спикер сказал, что каждый депутат решает сам, будет он входить во фракцию или нет, это его желание. «Если хочет, он может 5 лет быть один. Чингиз Азаматович, вы поднимаете вопросы будущего, нам нужно подумать. За год до выборов надо рассмотреть, возможно, мы пойдем на выборы с новым выборным кодексом, а может с этим», – добавил он.

Спикер сказал, что надо уважать голоса большинства и двигаться дальше.

Сурабалдиева сказала, что в парламенте не уважают женщин. «Я внесла предложение, вы его даже не поставили на голосование. Я понимаю, что не пройдет, но могли бы поставить на голосование. Мой голос может повыше других депутатов», – сказала она.

Во время своего выступления она возмутилась и сказала: «Уважаемый спикер, я говорю что-то смешное? Это не место, где надо смеяться». Сурабалдиева вышла из зала.

Шакиев ответил: «А что нам тогда плакать? И я получил голоса. Давайте не будем говорить, кто сколько голосов получил. Мы принесли присягу, мы все здесь равны».

Султанбекова повторила, что речь идет не о предложении, а о возражении. «Маматалиев внес возражение и просил отклонить предложение Джумабекова о 5. Вам нужно сейчас поставить решение комитета на голосование», – сказала она.

Шакиев ответил, что решение комитета было поставлено на голосование и не прошло.

Султанбекова повторила, что нужно поставить на голосование возражение.

Сыдыгалиев сказал, что за решение комитета уже голосовали.

Султанбекова озвучила возражение Маматалиева. Джумабеков предложил разрешить создавать депутатские группы из 5 депутатов. Маматалиев возражает и просит оставить как есть — 7.

Депутат Мирлан Самыйкожо (Кочкорский округ) сказал, что спикер мог бы поставить на голосование предложение Сурабалдиевой о возврате законопроекта в комитет.

«Предложение не поступило в письменном виде», – заметил Шакиев.

Спикер поставил на голосование возражение Маматалиева к предложению Джумабекова. За проголосовал 61 депутат, против — 3, всего — 64 депутата.

Также они проголосовали за второе возражение Маматалиева, но не приняли его.

Спикер сказал, что нужно поставить точку и поставил окончательное решение комитета на голосование. За проголосовал 61 депутат, против 4, всего — 65 депутатов.

Депутат Улугбек Ормонов («Ишеним») сказал, что в третьем созыве 75 депутатов пришли по одномандатным округам. «Тогда мы объединились в разные группы. Тогда не было секретариата. Было 7-8 групп, мы работали. Сейчас как получается? За каждым предложением стоит политика. Если создается депутатская группа, за счет народа должен быть создан и секретариат, помощники. Вопрос в этом. Итак у депутатов есть помощника», – объяснил он итоги голосования.

Маматалиев сказал, что вопрос не том, что депутаты боятся одномандатников. «Вопрос был в том, что в начале предлагалось разрешить депутатам, пришедшим по партийным спискам, выйти из фракций. К чему бы это привело? Все бы разошлись, во фракциях был бы спор, были бы маленькие группы. Вопрос не в депутатах по одномандатным округам», – пояснил он.

Источник