Есть ли в органах прокуратуры следствие или нет, спросил депутат Талант Мамытов («Ынтымак») 17 апреля на заседании парламента.
Генеральный прокурор Курманкул Зулушев ответил отрицательно. «Следствие есть в Военной прокуратуре, а она в ведении органов прокуратуры», – пояснил он.
Мамытов сообщил, что в Конституции четко написано, что органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также осуществляют уголовное преследование.
«Речь не только о Военной прокуратуре, говорится об органах прокуратуры: есть транспортная прокуратура, специальная прокуратура, военная прокуратура, областные, районные. По-моему, нарушается Конституция. Как вы можете ответить?» – спросил он.
Генпрокурор ответил, что Жогорку Кенеш принял закон, а органы прокуратуры по нему работают. «Вы приняли закон. Неправильно давать этому оценку», – добавил Зулушев.
«Жогорку Кенеш — коллегиальный орган. Если наши решения не соответствуют законам, вы можете отреагировать, обратиться в суд. Такие факты есть. По-моему, нужно внести уточнения. Прокуратура надзирает за точным исполнением законов. Я никак не могу понять эту статью Конституции», – сказал Мамытов.
Депутат заявил о коллизии.
Зулушев ответил, что прокуратура обязана соблюдать исполнение закона.
«Мы живем по законам, которые вы приняли. Если есть нарушения, мы пытаемся смотреть. Мы не хотим оказывать давление и во многих случаях не вмешиваемся. Если вы требуете, мы готовы провести оценку», – сказал генпрокурор.
По его информации, в Военной прокуратуре работают 24 следователя. «Мы успеваем. До сих пор у нас есть полномочия расследовать и давать оценку, если речь о крупных делах или в отношении сотрудников правоохранительных органов», – добавил Зулушев.
Мамытов сообщил, что в случае конфликта двух правоохранительных органов, следствие должен вести третий орган. Прокуратура может расследовать в этих случаях, считает он.
«Второе, прокуратура сама тоже должна вести следствие. Как прокуратуры может контролировать, как проводится следствие, если сама не проводит?» – спросил он.