Главная | ЗДОРОВЬЕ | В Кыргызстане аттестация медицинских работников будет платной. Интервью

В Кыргызстане аттестация медицинских работников будет платной. Интервью

В Кыргызстане медицинские работники будут проходить аттестацию на платной основе. Стоимость и дата вступления в силу новых правил пока на стадии обсуждения.

Проведением тестирования будет заниматься Центр независимой оценки компетенций, созданный в 2023 году. До пандемии аттестация проводилась бесплатно в городах Бишкек и Ош, но во время пандемии внедрили новый формат аттестации — онлайн-тестирование. Такая работа проводилась бесплатно при помощи швейцарского проекта, срок которого истекает в 2024 году. Теперь прохождение аттестации будет платным.

Временный исполняющий обязанности директора центра Мелис Шолпонбай уулу рассказал про саму процедуру и, почему она становится платной.

– Что такое аттестация и для чего она нужна?

– Каждый врач должен в течение 5 лет набрать 250 часов обучения, постоянно совершенствоваться и каждые пять лет подтверждать допуск к специальности, чтобы он мог оставаться врачом и получать квалификационную категорию — первую, вторую или высшую.

Аттестация – процедура определения уровня профессиональных компетенций медицинских и фармацевтических работников. Она подтверждает соответствие квалификационным требованиям по избранной специальности, а также свидетельствует о достижении получателем определенного уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для занятия профессиональной медицинской и фармацевтической деятельностью в Кыргызстане.

– Почему перешли на онлайн формат?

– До пандемии медикам, которые хотели сдать аттестацию, приходилось ехать в города Бишкек и Ош. Во время пандемии коронавируса все было закрыто, и тогда швейцарский проект приобрел программу, спонсировал техническую часть. После этого началось тестирование, которое было полностью бесплатным благодаря поддержке проекта, который обеспечивал работу операторов и программное обеспечение. Этот проект завершается. Формат онлайн-тестирования понравился многим, так как не требуется поездок из регионов, достаточно наличия телефона и свободной комнаты.

– Чем отличается онлайн-тестирование?

– Как я упомянул ранее, они из всех северных регионов ездили в Бишкек, чтобы сдать тестирование и представить документы. То есть сначала они подавали документы, затем проходили тестирование, а третьим этапом было собеседование.

Да, сейчас все изменилось. Еще одна проблема заключалась в том, что если, например, ассоциация или комиссия находилась в Бишкеке, члены комиссии должны были ехать, например, в Ош. Это приводило к увеличению нагрузки на перелеты для членов комиссий. Раньше за перелеты была некоторая компенсация, но она была скорее неформальной.

За последние 4 года тестирование стало полностью бесплатным, так как никто не взимал плату за это. Все процессы осуществлялись исключительно в электронном формате, включая предоставление документов.

– Результаты тестирования контролируются со стороны Минздрава или все-таки со стороны проекта?

– Министерство здравоохранения делегировало функцию аттестации. Давайте рассмотрим подробнее. Аттестация — это процесс, в результате которого Министерство здравоохранения признает этого врача как квалифицированного.

– То есть именно результат прохождения?

– Да, аттестация включает в себя два аспекта. Первый — сбор документов. Таким образом, проект занимался только тестированием, то есть технической частью. В то время как сама Ассоциация, предположим, я как инфекционист состою в Ассоциации инфекционистов. Это значит, что Ассоциация занимается сбором и обработкой моих документов, а также их проверкой. А проект, условно говоря, находится в центре этого процесса.

– И потом вы берете результаты и приходите в Минздрав или нет?

– Получается так. Я предоставил документы в Ассоциацию, мне была назначена дата тестирования, я сдал тест. Сразу после сдачи теста я увидел результат в своем личном кабинете, где он сохраняется.

Мой результат заносится в протокол. Ассоциация составляет приказ и его издает. Затем министр здравоохранения подписывает, подтверждая, что данный человек прошел тестирование и соответствует одной из следующих категорий: первая, вторая или имеет допуск к специальности.

– При каком результате не получится доступ?

– Допуск предполагает, что если, например, набрано менее 40 баллов, то необходимо повторно сдать тест, так как 40 — это минимальный пороговый балл. В общем, если за 5 лет не набрано 250 часов обучения, то нельзя сдавать. Обучение должно быть непрерывным. Однако есть возможность проигнорировать этот аспект и пройти аттестацию, но в таком случае тестированию не подлежит.

– На что еще влияет аттестация?

– На данный момент важна следующая ситуация: когда Минздрав проводит проверку, частные организации спрашивают у врачей, имеют ли они допуск к специальности. Это требуется для работы в частных учреждениях, в то время как в государственных, например, в больницах и поликлиниках, врачам дополнительно выплачивают за категорию.

– Получается, идет доплата.

– Допустим, я врач второй категории, и государство выплачивает мне 2000 дополнительно за категорию. Но через несколько лет, когда у меня будет достаточный стаж, я смогу получить высшую категорию. Например, за нее я буду получать 5000 в месяц. Тестирование оценивается в 100 баллов. Если ты набираешь первые 40 баллов, то получаешь допуск к специальности.

Но если ты хочешь получить категорию от государства, то нужно набрать 60 и более баллов. Для второй категории требуется набрать 70 и более баллов, а для первой – 80 и более баллов. Для высшей категории нужно набрать еще больше баллов.

– А если медик провалит тест?

– Там есть такой момент: если, например, ты не смог набрать необходимые 40 баллов или не достиг проходного уровня, тебе нужно пересдать тест. В рамках приказа можно сдавать тест несколько раз. Однако, если ты набрал более 40 баллов, но это недостаточно для желаемой категории, то ты можешь пересдать только через шесть месяцев. Это условие подобно правилам в школе, где не позволяют пересдать тройку сразу. Подобно этому, только через шесть месяцев можно пересдать. Это является частью данного приказа.

– Как эта система выглядит?

– Сейчас процесс аттестации работает следующим образом. Аттестация была делегирована Министерством здравоохранения. Например, у меня есть Ассоциация инфекционистов, и Министерство здравоохранения дает право ей собирать мои документы и готовить их для тестирования. Поэтому я обращаюсь к своей Ассоциации, сдаю документы секретарю, который их обрабатывает, добавляет меня в список и только после этого список отправляет, например, на тестирование. Затем они назначают дату, открывают доступ и проводят тестирование.

– Но медик не приходит в специальное здание?

– Есть требование, чтобы в помещении во время прохождения тестирования никого не было. В течение двух часов идет аудио- и видеозапись. Если кто-то подойдет, то результаты автоматически аннулируются и необходимо пересдавать.

– Почему Министерство здравоохранения не берет на себя ответственность за проведение аттестации?

– Мы видим такую же историю с другими, тот же туберкулез и ВИЧ-инфекция, когда финансирование со стороны спонсоров уменьшалось с каждым годом.

Так и с тестированием. Государство не может проводить бесплатно, потому что в бюджете Минздрава нет таких денег.

– И это в интересах самого медика?

– Как бы да. У некоторых могут возникнуть вопрос: я работаю на государство, почему я должен платить за прохождение аттестации. И отсюда возникает ответ. Получается, аттестация нужна же как бы тебе самому лично, как врачу, Потому что утром ты работаешь в государственной больнице, а после обеда в частной.

Очень выгодно именно такое онлайн-тестирование для регионов. Вот раньше в 2017 году у меня медсестры уезжали на несколько дней в Бишкек. Совокупных расходов было очень много. Сейчас же получается ты, например, документы онлайн сдал своему секретарю, он тебя в список включил. Ты сидишь у себя в кабинете, закрылся на 2 часа и сдал все. Можно сдать в любое время в течение дня.

Также есть пробное тестирование, которое может подготовить перед основным. Это делается для того, чтобы посмотреть, как работает система, какие технические неполадки есть. Обычно есть операторы, которые сопровождают процесс тестирования, вы можете позвонить или написать им, и они вам помогут исправить.

– А есть ли вероятность того, что медики откажутся от онлайн-тестирования?

– Представьте, медики скажут, нет, мы не будем платить. Мы возвращаемся в прошлый век, снова едем в города, чтобы пройти тестирование. Вот большая проблема, которая меня тревожит.

– Что насчет качества тестов?

– Например, находим кардиолога, который будет разрабатывать тесты по специальности. Но их надо проверить, сначала на грамматику, потом на методологию, правильно ли все там указано. Всем этим занимаются Ассоциации. Допустим, я инфекционист и написал тест, то его может проверить только моя Ассоциация. То есть нет такого, что эти тесты проверяют кардиологи, хирурги и так далее.

Тест создается и проходит две ступени проверки: методологическую и содержательную. И сейчас очень важный момент, что внедряется еще система апелляции. Например, если во время тестирования вы заметите, что какой-то тест неправилен технически или неправильно отображается, либо, может быть два одинаковых ответа. Вот вы можете написать заявление, и комиссия рассмотрит.

Все эти механизмы потихоньку настраиваются. Мы посмотрели на опыт других стран, где есть такие центры, которые проводят тестирование. Именно систематический подход мы видели в Казахстане, в Астане у них тоже такой подобный национальный центр независимой оценки тестирования есть. А вот казахи в свою очередь учились у американцев.

– Их опыт взяли?

– Наш опыт тестирования в Центральной Азии является передовым, так как мы пишем тесты в соответствии с международными стандартами. Американская система взята за основу.

Центр независимой оценки компетенций ведет всю работу, все необходимые документы. Комиссия рассматривает поданную апелляцию. Если возникает вопрос: куда уходит деньги? Это в первую очередь работа сервера, операторов. администратор, оператор, методологи и так далее.

Раньше все это оплачивалось за счет проекта, но срок истекает. У них изначально было в плане, чтобы такой центр появился, потому что у швейцарцев подобная система тоже работает. Централизованно все сдают тестирование, например, все врачи, координаторы и так далее. И вот как бы они опыт внедряли и четыре года пилотные проводили. Было желание, чтобы эта система осталась в стране.

Суть независимости в том, что напрямую Минздраву мы не подчиняемся, чтобы не было давления. Напрямую ассоциации он тоже не подчиняется. Есть наблюдательный совет, в котором сам Минздрав, сообщество пациентов, профсоюзный комитет. То есть как бы непривычная организация. Есть и наблюдательный совет, есть и внутренняя аудит, есть и внешний аудит. Есть подотчетность.

Мы составляем договора, чтобы не было утечки теста. За это тоже рассматривается ответственность. Значит, доступ к тестам имеет только один человек, и с ним тоже есть договор. Мы стараемся снизить все риски.

Источник