Председатель Верховного суда Замирбек Базарбеков в интервью агентству «Кабар» прокомментировал судебные разбирательства по «Кемпир-Абадскому делу» и акции протестов родственников задержанных.
Он заявил, что имеется информация о проводимых акциях в селах и отметил, что причиной задержек судебных разбирательств являются, прежде всего, сами заключенные.
«Мы заинтересованы в том, чтобы это дело прошло через районную следующую инстанцию. У нас нет намерения затягивать дело и держать их под стражей. Расследование длилось несколько месяцев после ареста лиц по делу Кемпир-Абада. Уголовное дело объемное – 60 томов.
После того как дело поступило в суд, его начали рассматривать. Однако в один день не появляется адвокат одного из заключенных, на следующий день один из заключенных заболевает, или умышленно не присылает своего адвоката, или в суде устраивают шоу, говоря: «Заимейте потомство у таких героев, как мы». Поэтому в затягивании процесса виноваты, прежде всего, сами задержанные», – сказал он.
По словам Базарбекова, закон предусматривает специальные процессуальные нормы, и по требованиям судов вынуждены перенести заседание. По требованию подсудимых и их адвокатов судебный процесс откладывался 20 раз. «Например, если адвокат одного из них заболеет, судья будет рассматривать дело, а остальные на это никогда не согласятся. Нам непонятно, почему они так тянут. В суде оно рассматривается уже восемь месяцев, а не полтора года», – пояснил глава Верховного суда.
Базарбеков отметил, что подобные дела обычно занимают один или два месяца, в зависимости от тяжести предъявленных обвинений. «Мы не ориентируемся на требования международного права, поскольку подчиняемся законам нашего суверенного государства», – добавил он.
Глава Верховного суда также рассказал, в каких случаях мера пресечения может быть изменена на домашний арест. «Обвинения, предъявленные следственными органами, относятся к группе тяжких и особо тяжких преступлений. Если речь идет о здоровье, то мера пресечения может быть изменена, как в случае с Бектуром Асановым. Бектура Асанова поместили под домашний арест из-за необходимости операции по состоянию его здоровья», – заявил он.
В производстве Первомайского районного суда города Бишкек находится уголовное дело по обвинению 25 человек. Они выступали против передачи Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану:
– Суранова Перизаткан Юлдашалиевна
– Сасыкбаева Асия Айтбаевна
– Сооронкулова Клара Сыргакбековна
– Абылов Мамбетжунус Абылович
– Джурабаева Гульнара Курашбековна
– Мадаминов Таалайбек
– Маматаев Улукбек Калмаматович
– Капаров Чынгыз Капарович
– Бейшенбек уулу Атай
– Карасартова Рита Рахмановна
– Бекназаров Азимбек Анаркулович
– Жээнбеков Равшан Бабырбекович
– Али Шабдан
– Молдокматов Женишбек Омургазиевич
– Бузурманкулов Айбек Мырзакеримович
– Акматов Айданбек Акматович
– Баязов Марат
– Дуйшебаев Кенешбек Асанбекович
– Асанов Бектур Жантороевич
– Махмудов Тимур
– Бекчоро уулу Эрлан
– Айтбаев Акыл Казакович
– Ильгиз Шаменов
– Кадыров Кубанычбек Бекбосунович
– Нурлан Асанбеков.