Главная | ПОЛИТИКА | У Кыргызстана была ведущая роль в создании свободной от ядерного оружия зоны в ЦА, – экс-посол З.Ешмамбетова. Интервью

У Кыргызстана была ведущая роль в создании свободной от ядерного оружия зоны в ЦА, – экс-посол З.Ешмамбетова. Интервью

В 2024 году Министерство иностранных дел Кыргызстана отмечает 80-летие со дня своего основания.

Замира Ешмамбетова была послом и бывшим постоянным представителем Кыргызстана при ООН. После этой должности она работала в различных частях ООН: миротворческих операциях в бывшей Югославии, Канцелярии высокого представителя ООН по наименее развитым странам, развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, и малым островным развивающимся государствам в Нью-Йорке, а также Европейской экономический комиссии ООН в Женеве.

В интервью АКИpress она рассказала про свой путь и опыт.

– Вы были первой женщиной — постоянным представителем Кыргызстана при ООН. Как вы приняли сообщение о своем назначении в Нью-Йорке?

– Сообщение о моем назначении застало меня в Сараево, где я находилась в качестве сотрудника по политическим вопросам в Силах Организации Объединенных Наций по охране (СООНО), а затем в миссии ООН в Боснии и Герцеговине. Для меня оно было большой неожиданностью. Такие назначения были до этого политическими: послами назначали бывших министров, премьер-министров и других высокопоставленных чиновников. Назначение послом одного из сотрудников Министерства иностранных дел было впервые. Для меня оно большой честью и проявлением огромного доверия. Среди зарубежных дипломатов, назначение постоянным представителем при ООН считается самым важным назначением. Перефразируя Евгения Евтушенко, посол при ООН больше чем посол. Ведь вручая свои верительную грамоту Генеральному секретарю, он одновременно «аккредитуется» во всех странах-членах ООН, а их сейчас 193.

– Вы работали постоянным представителем при ООН в 90-е. Каковы были приоритеты Кыргызстана в ООН в то время?

– По приезду в Нью-Йорк я в первую очередь сосредоточилась на подготовке к очередной 51-й сессии ООН. К моему огорчению, оказалось, что Кыргызстан не уплатил членские взносы в регулярный бюджет ООН за двухлетний период и мог потерять право голоса в Генеральной Ассамблее в соответствии со статьей 19 Устава ООН.

Согласитесь, что в таком случае само его участие в сессии Генеральной Ассамблеи теряло всякий смысл. К счастью, в секретариате ООН подсказали, что избежать этой ситуации можно, если выплатить частично в долг. Пока мы занимались решением этого вопроса, начались неформальные консультации Пятого комитета по административным и бюджетным вопросам, где, начиная с 47-й сессии, делегации России и Украины требовали пересмотреть шкалу взносов на основе платежеспособности стран-членов ООН, ссылаясь на трудности стран с переходной экономикой. Их предложение, несомненно, отвечало интересам Кыргызстана, и мы всячески его поддерживали как на неформальных консультациях, так и на официальных заседаниях. Это было нелегко: в то время в миссии работали всего 3 сотрудника, включая меня, и нам приходилось разрываться между шестью Комитетами. Однако после длительных и изнурительных переговоров сессия утвердила новую шкалу, и мы ликовали. Для ее построения впервые использовался критерий платежеспособности, а верхний и нижний уровни устанавливались на уровне 22% и 0.001% соответственно. Учитывая экономические показатели Кыргызстана, ставка его взноса была установлена в то время на минимальном уровне — 0.001%.

Впоследствии, уже в другом качестве, я не раз представляла бюджет своей организации в Консультативном комитете по административным и бюджетным вопросам и Пятом комитете, и всякий раз вспоминала этот случай. У нашей миссии не было опыта в финансовых и бюджетных вопросах ООН, но мы не стеснялись просить совета у тех, у кого он был. Ведь, в отличие от Кыргызстана, Беларусь, Украина и Россия были основательницами ООН и за многие годы накопили богатейший опыт.

– Вы также были первым гражданином Кыргызстана, принявшим участие в операции ООН по поддержанию мира в бывшей Югославии. Какую роль это сыграло в вашей работе постоянного представителя?

– Быть первой приятно, но гораздо приятнее, когда у тебя есть последователи. Поэтому по возвращении из Боснии и Герцеговины я первым делом подписала меморандум о взаимопонимании с Департаментом операций по поддержанию мира ООН. С его подписанием граждане Кыргызстана могли участвовать в миротворческих операциях ООН в качестве военных наблюдателей, полицейских и гражданских специалистов. Речь о участии военного контингента не стояла, так как Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан работали в то время над созданием сводного миротворческого батальона, известного как Центразбат. В рамках программы «Партнерство ради мира» его подготовкой занималось НАТО, и предполагалось, что со временем он будет участвовать в миротворческих операциях ООН. Однако со временем он распался, и каждая страна должна была решить сама, что будет делать дальше. В частности, Казахстан решил создать Казбат, который с тех пор участвует в операциях ООН по поддержанию мира.

Подписав меморандум, мы запросили столицу представить кандидатуры из числа военнослужащих и полицейских для участия в операциях ООН по поддержанию мира. После долгих поисков удалось найти одну кандидатуру, отвечающую требованиям – Замира Суеркулова из Министерства обороны. Его направили в качестве военного наблюдателя в миротворческую операцию ООН в Либерии. Стоит отметить, что он не только успешно завершил миссию, но и отличился, совершив героический подвиг. После него нам удалось отправить военных наблюдателей в Сьерра-Леоне, а также группу полицейских в миротворческую операцию ООН в Косово. С тех пор уже многие граждане Кыргызстана приняли участие в операциях ООН по поддержанию мира в различных точках мира. Некоторые из них были награждены.

Одновременно мы инициировали вступление Кыргызстана в члены Специального комитета по миротворческим операциям, который разрабатывает рекомендации для операций ООН по поддержанию мира. Замечу, что членство в этом комитете, также как и участие и добровольные вклады на финансирование операций ООН по поддержанию мира, являются показателями серьезной заинтересованности страны в членстве в Совете безопасности. Мы выдвинули свою кандидатуру в качестве непостоянного члена на период 2012-2013 годов.

– Это было первым выдвижением кандидатуры Кыргызстана в выборные органы ООН?

– Да. Помимо Совета безопасности мы выдвинули кандидатуру Кыргызстана в экономический и социальный совет и были избраны в заместители Генеральной Ассамблеи ООН, исполнительный комитет ПРООН, Комиссию по положению женщин и Комитет по правам человека, также впервые с момента вступления Кыргызстана в ООН.

– Расскажите, пожалуйста, о других приоритетах в вашей работе в то время.

– В своей работе, миссия уделяла также большое внимание экономическим вопросам и вопросам устойчивого развития. В частности, она активно продвигала инициативу Кыргызстана о провозглашении Международного года гор в 2000 году Генеральной ассамблеей ОНН. Это было нелегко, так как в канун нового 1000-летия было очень много других предложений о провозглашении Международного года. В итоге, мы решили идти к цели обходным путем: через социальный и экономический совет. Это позволило нам поднять, осведомленность государств-членов ООН о высокой уязвимости горных экосистем на всех этапах продвижения инициативы и, вместе с тем, мобилизовать необходимую поддержку объявлению Международного года гор в 2002 году.

Среди других приоритетов, я бы также отметила ситуацию в Афганистане, которая резко обострилась осенью 1996 года. Миссия активно участвовала в обсуждении гражданского конфликта в Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности, группе друзей Генерального Секретаря ООН по Афганистану и других форумах. Мы также продвигали инициативу по проведению мирной конференции с участием всех воюющих сторон Афганистана в Бишкеке и даже получили положительный ответ от талибов и правительства Раббани. Однако этого было недостаточно. Проведение мирной конференции стало возможным лишь в 2001 году, когда в Бонне состоялась Конференции ООН, завершившаяся принятием «Дорожной карты» и формированием Временной Администрации Афганистана. К тому времени я уже работала в Миссии ООН в Косово, где занималась ликвидацией последствий другого вооруженного конфликта.

Еще одним приоритетом в работе являлось продвижение национальных кадров Кыргызстана в Секретариат ООН. С этой целью, миссия неоднократно поднимала этот как с Секретариатом, так и в различных форумах. В итоге, Секретариатом был создан список непредставленных, недопредставленных и представленных государств, а Офису по управлению человеческими ресурсами было рекомендовано приватизировать первую группу государств при найме на работу сотрудников. Казалось бы, лед тронулся, однако пришлось потратить еще немало усилий и времени для того, чтобы провести первый национальный экзамен в Кыргызстане. К сожалению, он не смог выявить ни одного подходящего кандидата а следующий национальный экзамен мог состояться только через 2-3 года. Только после долгих уговоров Секретариат согласился провести дополнительный экзамен. К большому нашему удовлетворению, в этот раз ему удалось выявить несколько подходящих кандидатов на младшие посты в Секретариате ООН.

– Известно, что миссия при ООН и вы лично приложили много усилий к созданию зоны свободной от ядерного оружия в Центральной Азии. С чего начался этот процесс?

– Как известно, распад Советского Союза сопровождался глубоким экономическим кризисом, социальной напряженностью и сложной политической обстановкой, в связи с чем росла озабоченность контролем и охраной ядерного оружия и ядерных материалов на территории новых независимых государствах. Эта озабоченность не раз звучала в выступлениях делегаций Центральной Азии с трибуны Генеральной Ассамблеи. Предлагались различные решения, в частности, на ее 47-й сессии президент Узбекистана Ислам Каримов предложил создать в Центральной Азии зону, свободную от ядерного оружия. Вместе с тем, реальных шагов по созданию такой зоны не принималось до 51-й сессии Генассамблеи в 1996 году, когда Кыргызстан и Монголия представили в Первом комитете проект резолюции озаглавленный «Создание зоны свободной от ядерного оружия, в районе Центральной Азии» по пункту 71 ее повестки дня.

Из-за отсутствия поддержки у стран региона, проект резолюции был ими снят, однако на следующей сессии Кыргызстан вновь инициировал подготовку проекта резолюции. На это раз он был спонсирован всеми пятью странами Центральной Азии. Одновременно Кыргызстан инициировал разработку Договора, подготовив его нулевой проект. Это положило начало длительному переговорному процессу, который завершился подписанием Договора в 2006 году, с последующей его ратификацией всеми странами-участницами и вступлением его в силу в 2009 году. Примечательно, что вопреки установленной практике, депозитарием документа был определен не Генеральный Секретарь ООН, а Кыргызстан, в знак признания его ведущей роли в процессе создания этой зоны, пятой в мире и единственной в северном полушарии. Спустя пять лет, в мае 2014 года, протокол к Договору о создании безъядерной зоны в Центральной Азии был подписан всеми ядерными государствами-участниками Договора о нераспространении ядерного оружия: Великобританией, Китаем, Российской Федерацией, США и Францией. На сегодняшний день он ратифицирован всеми ими, за исключением США

– В последнее время все чаще звучат голоса о неспособности ООН обеспечить мир и безопасность и необходимости реформы Совета безопасности. На ваш взгляд это возможно?

– Дискуссии о реформе Совета Безопасности ведутся давно и вопрос о его расширении впервые был включен еще в повестку дня еще на 34-й сессии Генеральный Ассамблеи в 1979 году. Впоследствии, в ходе 48-й сессии Генеральный Ассамблеи в 1993 году, была создана рабочая группа открытого созыва для рассмотрения всех аспектов вопроса о расширении членского состава Совета Безопасности и других вопросов Совета Безопасности. Наша миссия принимала самое активное участие в ее работе. В ходе дискуссий высказывались разные, порой противоположные взгляды и делались различные, часто взаимоисключающие предложения относительно большого круга вопросов: расширения членства постоянного и непостоянного состава, ограничения или отмены права на вето, повышения транспарентности работы и упрощения процедур, более широкого использования неформальных процедур и механизмов, а также улучшения взаимодействия Совета с другими органами ООН. Дискуссий и предложений было так много, что в какой-то момент я предложила уже перейти к переговорам. Хотелось увидеть, насколько реальны эти предложения и как к ним относится постоянные члены. Это предложение вызвало интерес, однако прошло целых 10 лет прежде чем в 2009 году начались межправительственные переговоры.

Ключевыми вопросами в реформе Совета Безопасности являются постоянство его членов и их право на вето. Вряд ли по ним будет достигнуто соглашение. Однако даже если оно будет достигнуто, непреодолимым препятствием остается Устав ООН. Дело в том, что реформа Совета Безопасности требует внесение поправок в Устав ООН. Причем эти поправки должны быть ратифицированы 2/3 голосами членов Генеральной Ассамблеи, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Это просто нереально.

– Что бы вы хотели пожелать в канун 80-летия МИД Кыргызстана?

– Я с большой теплотой вспоминаю период работы в МИД в период обретения Кыргызстаном независимости. Опыта не было, людей и средств не хватало, но энтузиазм и оптимизм зашкаливали. Сейчас уже накоплен богатый опыт, как на двустороннем, так и многостороннем уровнях международного сотрудничества. Важно, чтобы это опыт изучался, обобщался и активно использовался.

В канун юбилея МИД, я поздравляю наших дипломатов и желаю им успехов в их нелегкой работе по обеспечение мира и безопасности, улучшению жизни и благосостояния народа Кыргызстана.

Источник