Президент Садыр Жапаров заложил капсулу под строительство предприятия по выпуску и реализации автомобилей в Сокулукском районе Чуйской области. По его словам, строительство и запуск предприятия реализуется кабмином, местными предприятиями совместно с китайской компанией China Hubei Zhuoyue Group. Объем инвестиций первого этапа составит $115 млн, проектная мощность — более 80 тыс. автомобилей в год.
Президент Жапаров спросил руководителя китайской компании, смогут ли они выпустить первый автомобиль до 1 августа. Руководитель через переводчика ответил, что поручение президента будет выполнено. Посол Китая в Кыргызстане Ду Дэвэнь доперевела, что для этого нужно преодолеть много трудностей. «Верим, что с вашей помощью мы выполним поручение. Производство планируем запустить с 1 июня, надеемся успеть (до 1 августа)», – сказал руководитель.
Садыр Жапаров в своем выступлении подчеркнул, что политика по привлечению инвестиций включает в себя налоговые льготы.
Строительство китайского автосборочного завода — это важное событие для Кыргызстана.
Hubei Zhuoyue Group, по данным портала провинции Хубэй, является многопрофильной компанией. Основной бизнес — это строительство. На 2016 год компания владела основными средствами на $70 млн.
Нет ничего удивительного, что китайская компания хочет выпускать электрические автомобили. Сейчас в Китае около 90 производителей электромобилей. Китайские компании контролируют цепочку поставок для производства электрических автомобилей, вроде батарей (80% мирового рынка).
Одна из целей перехода Китая на возобновляемые источники энергии и электромобили — это снизить потребления нефти, которую страна импортирует. В 2024 году автопарк из электромобилей заменит 20 млн тонн нефти. В 2023 году Китай продал 30 млн машин (58% – это китайские бренды), из них 5 млн за границу. Продажа электрических и гибридных автомобилей в прошлом году выросла на 38% и достигла 9,5 млн единиц (31% от всех продаж).
Быстрая трансформация мировой автомобильной отрасли подрывает экономики Японии, Германии, США и других стран, чьи автомобильные компании получали основную прибыль в Китае. Долг автопроизводителей достиг 1,5 трлн долларов. Сейчас в Китае на складах накопилось 4 млн новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Все это может спровоцировать мировой экономический кризис.
В самом Китае ценовая война между автопроизводителями за долю рынка вынуждает снижать прайсы. В итоге только BYD и Tesla не уходят в минус при производстве электромобилей.
…
Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора вынесло на общественное обсуждение законодательные поправки для отмены моратория на добычу урана и тория в Кыргызстане. Законопроектом предлагается отменить запрет на разведку и разработку урановых, ториевых месторождений в стране.
Отмену моратория министерство обосновывает негативными экономическими последствиями пандемии Covid-19, а также введения масштабных финансовых санкций против России.
Не понятно, о каких негативных экономических последствиях говорит министерство. Наоборот, экономический рост в КР за последние три года составил в среднем почти 7%. Санкции против России для экономики страны предоставили невиданные возможности.
По данным Нацстаткома, в 2022 году внешнеторговый оборот вырос на 44,7% — с $8,3 млрд до $12 млрд, в 2023 году внешнеторговый оборот вырос на 29,9% — с $12 млрд до $15,6 млрд.
По статистике стран, которые продают нам свой товар, рост составил в разы больше. По данным Главного таможенного управления Китая, торговый оборот с Кыргызстаном в 2023 году увеличился на 28,8% до 19,8 млрд долларов (эта цифра больше, чем вся внешняя торговля страны).
Соответственно, НДС на импорт в 2021 году составил 48,3 млрд сомов, в 2022 году 86,3 млрд сомов, в 2023 году составил 115 млрд сомов. Такой благоприятной конъюнктуры в международной торговле еще не было в истории страны.
…
Сегодня мэр Бишкека Айбек Джунушалиев участвовал в открытии очередной сессии Бишкекского городского кенеша. После окончания гимна слово почти одновременно взяли спикер Куванычбек Конгантиев и Джунушалиев. «Уважаемые коллеги…» – успел сказать спикер. «У меня была мысль сделать заявление», – прервал его мэр.
Конгантиев все-таки вернул себе роль ведущего и предложил объявить на сессии перерыв. Тут начались дебаты по указу президента об административно-территориальной реформе.
Джунушалиев сделал заявление. Оказывается, он два дня разъяснял им об исполнении указа президента — увеличить состав БГК с 45 депутатов до 235 депутатов. «ЦИК вам разъяснил. Несмотря на это, вы проводите сессию, объявляете перерыв, ставите вопросы… Я хотел бы всех вас призвать, чтобы мы сегодня вошли в правовое русло», – описал мэр ситуацию в столице.
По словам мэра, местные власти в селах, которые должны войти в законодательный орган столицы, уже раздают принадлежащую им технику, имущество другим административно-территориальным единицам.
После этого спикер хотел поставить на голосование решение об объявлении перерыва. Но мэр с делегацией исполнительной власти начал покидать помещение. Спикеру оставалось только разводить руками. «Сейчас, коллеги… Для меня это тоже странный шаг… Мы еще не закончили сессию», – описал спикер новую ситуацию в столице.
После перерыва мэр Джунушалиев извинился — он думал депутаты вышли из правового поля, а оказалось, что он их неправильно понял.