Стресс в раннем возрасте изменяет больше генов в мозге, чем травма головы
Удивительная вещь произошла, когда исследователи начали изучать, усугубляет ли стресс в раннем возрасте последствия детской черепно-мозговой травмы на здоровье и поведение в дальнейшей жизни: в исследовании на животных стресс изменил уровень активации гораздо большего количества генов в мозге, чем было изменено ударом по голове.
Уже известно, что травмы головы часто встречаются у маленьких детей, особенно в результате падений, и могут быть связаны с расстройствами настроения и социальными трудностями, которые возникают позже в жизни.
Неблагоприятный опыт детства также очень распространен и может повысить риск заболеваний, психических расстройств и злоупотребления психоактивными веществами во взрослом возрасте.
В ходе опыта на животных ученые выяснили, что стресс сам по себе и стресс в сочетании с черепно-мозговой травмой (ЧМТ) привели к нескольким заслуживающим внимания результатам. Оба состояния активировали пути в возбуждающих и тормозных нейронах, связанные с пластичностью, которая представляет собой способность мозга адаптироваться ко всем видам изменений – в основном для повышения гибкости, но иногда, когда изменения неадаптивны, это приводит к негативным результатам.
В поведенческих тестах на крысах, которые достигли зрелого возраста, только животные, испытывавшие стресс в раннем возрасте, были склонны чаще выходить на широкое открытое пространство — место, которое обычно заставляет грызунов чувствовать себя уязвимыми для хищников.
«В целом, это говорит о том, что они могут больше рисковать в дальнейшей жизни, что согласуется с данными о людях, показывающими, что стресс в раннем возрасте может увеличить риск развития определенных состояний, таких как СДВГ, которые могут характеризоваться рискованным поведением или расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ», – говорят авторы исследования.
Данные о поведении, указывающие на пагубные последствия стресса в раннем возрасте, являются еще одним доказательством необходимости борьбы с неблагоприятным детским опытом.