
Заместитель директора Научно-исследовательского института хирургии сердца и трансплантации органов Акпай Сарыбаев поделился своим мнением относительно сложившейся ситуации в медицинской науке.
Он — доктор медицинских наук, профессор, лауреат государственной премии в области науки и техники, заслуженный врач КР.
Приводим текст:
«Тема, которую хочется поднять сегодня, будет несколько неожиданной для многих, а именно — о медицинской науке.
В настоящее время сложилась крайне неопределённая, неоднозначная и сложная ситуация с финансированием науки в Кыргызстане, в частности — медицинской науки. Мы на пороге того, что финансирование отраслевых научно-исследовательских учреждений может прекратиться, и сотни научных сотрудников рискуют остаться без работы.
Как обстояли дела с финансированием науки до сегодняшнего дня?
Если коротко — после обретения независимости финансирование науки осуществлялось по остаточному принципу и было чрезвычайно малым (всего суммарно на науку выделялось около 0,12% ВВП — самый низкий показатель среди стран СНГ, даже меньше, чем в Таджикистане). Финансирование НИИ шло через соответствующий уполномоченный государственный орган, курирующий науку, и носило скорее формальный характер: научно-исследовательские организации сами готовили техническое задание на выполнение НИР, и затем сами же подавали заявку на выполнение НИР согласно подготовленному ими же техническому заданию.
До обретения независимости, в период СССР, в Кыргызстане в системе Министерства здравоохранения существовало всего несколько научно-исследовательских институтов, которые относились к категории так называемых «отраслевых» НИИ. Финансирование они получали от Государственного комитета СССР по науке и технике через Министерство здравоохранения. При этом Учёный совет Минздрава имел решающее значение в определении приоритетных научно-исследовательских работ и объёма их финансирования в рамках республиканских отраслевых программ.
Однако некоторые НИИ могли получать и прямое целевое финансирование из Госкомитета СССР по науке — по фундаментальным и/или крайне значимым для народного хозяйства научным разработкам.
После обретения независимости количество научных и научно-исследовательских учреждений в системе здравоохранения возросло, а объёмы финансирования НИИ по сравнению с советским периодом снизились в разы (иногда более чем в десятки раз).
На прошлой неделе, 19 ноября, состоялось совещание в Министерстве науки, высшего образования и инноваций (МНВОиИ) по вопросам финансирования науки. Были озвучены крайне необходимые меры, которые планируется внедрить в сфере финансирования науки:
Первое – это увеличить финансирование и довести его в перспективе до 1% от ВВП;
Второе — Внедрить три формы финансирования научно-исследовательских работ:
- Базовое финансирование научно-исследовательских институтов (НИИ), которое будет направлено на поддержку существующей инфраструктуры НИИ, включая минимально необходимый научный персонал;
- Программно-целевое финансирование, которое должно и будет осуществляться в рамках целевых государственных программ;
- Грантовое финансирование.
Однако конкретные механизмы пока достаточно хорошо не отработаны.
Что еще предполагается сделать со стороны государства:
- Планируется принять постановление Кабмина, которым обяжут государственные органы, министерства и ведомства выделять до 1% бюджета на научные исследования.
- В рамках планируемых реформ предполагается дать финансовую автономию всем НИИ, включая достаточную гибкость в оплате труда научных сотрудников.
О базовом финансировании. Согласно планам, базовое финансирование по линии Миннауки и высшего образования будут получать только те НИИ, которые непосредственно находятся в ведомственной подчинённости МНВОиИ. Отбор для такого финансирования будет проводиться по разработанным ими критериями (коих насчитывается одиннадцать, и для получения базового финансирования необходимо, чтобы НИИ соответствовал как минимум семи критериям).
Базовое финансирование отраслевых НИИ Миннауки и высшего образования планирует возложить на соответствующие профильные министерства и ведомства.
НИИ, которые будут получать базовое финансирование, будут отбираться МНВОиИ по разработанным ими критериям (коих насчитывается одиннадцать, и для получения базового финансирования необходимо соответствовать как минимум семи критериям). Однако перечень этих критериев пока недоступен для ознакомления.
Однако самой главной неожиданностью стало то, что Миннауки не планирует выделять базовое финансирование для отраслевых НИИ. Кроме того, под вопросом находится и программно-целевое финансирование для отраслевых НИИ.
То есть отраслевые НИИ могут практически остаться без финансирования в 2026 году.
Но более того, оказывается уже в 2025 году совсем не было выделено финансов для научных исследований Национальному центру охраны материнства и детства (это организация третичного уровня, курирующая одно из главных и приоритетных направлений здравоохранения – материнство и детство, и развернутая на 749 коек), лишь частично финансируются Национальный центр онкологии и ряд других научных организаций. Многие научные сотрудники из-за этого ушли или уехали из страны, или находятся в неоплачиваемом отпуске и/или занимаются подработкой, выполняя тем не менее научные исследования. Пока их удается удерживать, потому что была надежда на то, что финансирование откроют, и временно многие научные сотрудники подрабатывали врачами на четверть ставки в своих учреждениях или врачами-дежурантами в клиниках.
Таким образом, ситуация с финансированием отраслевой науки катастрофична, и необходимо срочное ее разрешение.
В связи с этим мои предложения по улучшению и оптимизации финансирования следующие:
1. Программно-целевое финансирование должно осуществляться по принципу госзаказа на НИР. Заказчиком должно выступать соответствующее отраслевое министерство или ведомство, в нашем случае — Министерство здравоохранения. Это обеспечит востребованность, координацию и сопряжение научно-исследовательских разработок с национальными и другими программами, которые реализует отраслевое министерство. На программно-целевое финансирование должно направляться до 70% выделяемых бюджетных средств на науку.
2. Грантовое финансирование — это должны быть перспективные научные гранты по приоритетным для республики направлениям, имеющие реальную научную новизну и широкие перспективы востребованности как в практической деятельности, так и в теоретической области научных знаний (требования необходимо разработать и доработать), а также привлекательные для международного сотрудничества. Оно должно финансироваться по линии Фонда науки Министерства науки, высшего образования и инноваций. Объём финансирования должен составлять до 30% выделяемых бюджетных средств на науку. При грантовом финансировании необходимо предусмотреть гранты, ориентированные на международное сотрудничество (20–30% от объёма грантового финансирования).
При получении гранта руководитель проекта (НИР, разработки) должен иметь достаточно широкую автономию в распределении средств, включая самостоятельное определение размеров индивидуальной оплаты труда (вознаграждения) согласно объёму и качеству выполненной работы (предусмотреть возможность сдельной формы оплаты труда по контракту).
3. Базовое финансирование должно быть предусмотрено исключительно для научно-исследовательских институтов и организаций, включая отраслевые НИИ, и осуществляться соответствующим профильным министерством/ведомством (условия и требования, полагаю, необходимо доработать).
Так как в бюджете 2026 года расходы на научные исследования отраслевые министерства и ведомства не закладывали, 2026 год должен стать переходным. Это необходимо для того, чтобы не растерять кадровый научный потенциал, особенно молодых ученых. Финансирование продолжающихся НИР в 2026 году нужно продолжить, поданные заявки на финансирование новых НИР — рассмотреть и, в случае положительного решения, также профинансировать в течение 1 года (приоритет отдать тем НИР, выполнение которых соответствует национальным и другим программам, которые реализует отраслевое министерство. Это должен быть государственный заказ отраслевого министерства/ведомства).
Базовое финансирование отраслевых НИИ должно осуществляться за счет профильного министерства или ведомства, в ведомственной подчинённости которого находится научно-исследовательская организация, начиная с 2027 года, если не удастся решить этот вопрос в 2026 году».
НОВОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ