
Издание The New York Times в своем материале рассказало о наблюдениях сотрудников хосписа.
Приводим материал:
А что, если бы вы знали, что находитесь в конце своей жизни? Стали бы вы делать что-то иначе?
Одна моя подруга работает волонтером в хосписе, и она снова и снова слышит одно и то же сожаление от пациентов: они позволили отношениям угаснуть. Многие жалеют, что не строили больше планов с близкими друзьями или хотели связаться со старыми товарищами, но в итоге отговаривали себя.
Последние несколько лет я стараюсь уделять больше внимания дружбе, но после ее слов прилагаю еще больше усилий. Я отправляю друзьям дурашливые сообщения. Приглашаю их на ужин. Заглушаю внутренний голос, который твердит: «Наверное, у них нет времени на встречу». Я не хочу ни о чём сожалеть.
Доктор Вики Джексон, президент Правления Американской академии хосписной и паллиативной медицины, говорит, что по этой же причине она не стесняется говорить людям, что любит их.
«Я не наивная оптимистка, я крупный академик», — говорит доктор Джексон, которая уже четверть века лечит умирающих пациентов. — «Но я часто говорю людям, что ценю их. Я испытываю глубокую благодарность, потому что понимаю: чистая случайность, что на том больничном койке не я. И я знаю, что завтра всё может измениться».
Я спросила докторa Джексон и других специалистов по паллиативной и хосписной помощи, чему их научили пациенты. Они поделились советами, которые можно применить в своей жизни — от тех, кто стоит у её завершения.
Находите радость в обыденном
Сюзанн Б. О’Брайен, бывшая медсестра хосписа и автор книги «Хорошая смерть: руководство по поддержке близкого человека в конце жизни», рассказала мне, что многие умирающие пациенты с тоской вспоминают самые обычные моменты своей повседневности — например, прогулки с собакой или приготовление блинов в субботнее утро.
Простой способ напоминать себе о благодарности за повседневные моменты, добавляет О’Брайен, — это изменить точку зрения.
«Вместо того чтобы говорить себе: «Мне нужно идти в спортзал», я говорю: “Мне выпала возможность пойти в спортзал», — объясняет она.
«Я перестала говорить: «Ох, надо идти в магазин», и начала говорить: «Мне повезло, что я могу сходить в магазин».
Не переживайте из-за мелочей
Доктор Джексон старается не зацикливаться на мелких раздражителях.
Если кто-то подрезает ее в потоке машин, она задает себе вопрос: «А действительно ли я хочу тратить 15 минут своей жизни на этого человека?»
Ответ, как правило, один — нет.
По словам доктор Джексон, истории ее пациентов помогают иначе взглянуть на повседневную жизнь: «Это тот самый случайный звонок во вторник днём, когда тебе сообщают, что кто-то попал в аварию или ему поставили диагноз «рак», — говорит она.
«Вот что действительно выбивает почву из-под ног».
Подумайте о том, что вы оставили нерешенным
Доктор Бетани Снайдер, главный врач организации Hosparus Health, оказывающей хосписную помощь в Кентукки и Индиане, рассказала, что часто задает своим пациентам вопрос: «Что вы не успели завершить?»
По ее словам, этот вопрос можно задать себе и сейчас. Возможно, есть отношения, которые вы давно хотели наладить, или что-то, что вы всегда мечтали сделать или увидеть.
«У меня была 17-летняя пациентка с тяжёлой формой рака печени, — рассказала доктор Снайдер. — Она мечтала увидеть китов до своей смерти. И нам удалось осуществить эту мечту».
Если у вас есть желание, которое вам по силам, — сказала она, — дерзайте. «Завтра никому из нас не гарантировано», — добавила доктор Снайдер.
И очень важно иметь цели в жизни, независимо от их масштаба, отметила доктор Джексон. Она рассказала, что никогда не забудет пациентку, которая была очень больна и в конце своей жизни решила посмотреть весь сериал «Во все тяжкие» подряд.
«Она сказала: «Я не хочу умирать, пока не досмотрю «Во все тяжкие» до конца», — рассказала доктор Джексон. — И она это сделала».
НОВОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ